Домой Кошки Сообщение на тему: «Страницы истории России. Страна городов»

Сообщение на тему: «Страницы истории России. Страна городов»

Зинина Л. В.

МОУ «СОШ № 13» г. Железногорска Курской обл.

Учитель начальных классов.

Урок в 4 классе по окружающему миру по теме: «Страна городов».

Цели урока: Сформировать у учащихся представление о городах 9 – 11 веков Киеве и Новгороде. Задачи:

Организовать работу над изучением понятия «город»; дать краткую информацию о некоторых исторических личностях и живописных достопримечательностях;

Развивать творческую активность учащихся, общеучебные умения и навыки: поисково-информационные (умение работать с различными источниками информации); учебно-интеллектуальные (умение анализировать, обобщать, находить ассоциации и пользоваться ими)

Воспитание гуманной, творческой личности, бережно, ответственно относящейся к истории своей страны; воспитание чувства гордости за свою страну; воспитание дружбы, взаимовыручки.

Оборудование

Карточки, тест, учебник “Мир вокруг нас 4 класс” А. Плешаков, презентация “Страна городов”, схемы для групповой работы.

Ход урока.

    Орг. момент. Проверка домашнего задания.
Рубрика « Проверь себя», отвечаем на вопросы. А) Индивидуальный опрос . - Как было организовано управление в Древней Руси? - Что вы можете рассказать по родословному дереву русских князей? Б) Фронтальный опрос. Блиц турнир. - Кто был главой Киевской Руси? - Как было организовано управление? - Где возник город Киев? - Кто был первым князем? - Какого князя называли Красным солнышком? - Назовите русского князя, который вошел в историю, как креститель Руси. В) Обобщение. - Ребята, вы хорошо освоили тему прошлого урока, подготовили дополнительный материал, и ваши знания по истории Отечества значительно пополнились. 3. Постановка цели урока. - Кто из вас знает, что обозначает слово «Гардарик»? - А хотите узнать? - Так скандинавы называли Русь, а обозначало это слово «Страна городов». Сегодня мы отправимся в путешествие по главным городам Древней Руси. - О чем бы вы хотели сегодня узнать? – Как образовывались города, в каких местах они возникали, чем отличались от славянских поселений. И тема нашего урока – «Страна городов». 4. Изучение нового материала. Мы уже знаем, как жили славяне, как выглядели их жилища, какими были поселки славян. У славян по – прежнему было много врагов, поэтому свои поселения люди старались защитить и укрепить. - Расскажите, как они это делали, используя наш макет. - Такие поселки – крепости со временем стали разрастаться и называться городами – от слов « городить», «огораживать». - А что нового появилось в городах и чем они отличались от славянских поселений, мы сегодня узнаем. - Отгадайте кроссворд . 1. Какое важное событие произошло в 988 году? 2. Назовите имя русского богатыря. 3. На какой реке произошло Крещение Руси? 4. Как люди прозвали князя Олега? Получилось слово Киев. Название какого еще города звучало сегодня на уроке? (Новгород). - Мы отправляемся путешествовать в Древний Киев и в Древний Новгород. Работа с картой. На странице 41 найдите по карте эти города. - Что вы можете о них рассказать? Где находятся? (Стоят на реке Днепр - на водном торговом пути «из варяг в греки». Киев расположен ближе к Черному морю, а Новгород – к Балтийскому.) Работа со схемой . - Прочитайте название схемы. Обратите внимание на условные обозначения. Что мы здесь видим? - В какие века на этой схеме показана территория Киева? (10 -11 в.) - Что вы можете сказать о территории, которую занимал Киев? - Как можно было попасть в этот город? (Через Софийские ворота) - Что находилось на территории этого города? (Церкви, дворцы) Сравните, славянское поселение и город Киев 10 века. В чем сходство и в чем отличие? - Когда начали строить каменные дворцы и церкви? - Какие изменения произошли в 11 веке? Сравните территории 10 и 11 веков. - Что возвышается в центре города? (Софийский собор). - В каком месте можно было теперь попасть в город? (Через Золотые и Львовские ворота) - Чем огорожен город? (Каменными стенами) Сделаем вывод: город – центр чего? (Центр обороны ) С принятием христианства на Руси стали строить храмы. Первые церковные постройки были деревянные и до наших дней не сохранились. Но уже в 10 веке была построена первая русская каменная церковь. Очень много каменных построек было выполнено при князе Ярославе Мудром. - Посмотрите по родословному дереву, в какие годы он правил? Физминутка.

Показ презентации 1 творческой группы. Древнейшим памятником зодчества, который сохранился с тех времен, является Софийский собор в Киеве. Заложен он в 1037 г. по приказу Ярослава Мудрого и сохранился до наших дней, простояв уже почти тысячелетие. Это кирпично – каменный храм с 13 куполами. Золотые ворота – это еще одно творение зодчества 11 века. Подумайте, почему их так назвали? На этих воротах высоко над землей построили церковь, которая служила наблюдательным пунктом. Золотые ворота тоже были построены во время правления Ярослава Мудрого. В 882 г. Киев стал столицей Руси. Произошло это из – за удобного географического положения. - Давайте вспомним, в чем удобство расположения? Где он находился? (Через Киев проходили важнейшие торговые пути – « Из варяг в греки», в Царьград, в Азию, в Новгород.) Сделаем вывод: Киев стал центром чего? (Центром торговли ) - Теперь вы имеете представление, как выглядел Киев. Подумайте, чем отличался древнерусский город от славянского поселения? Что новое появилось? - Мы продолжаем свое путешествие по древнерусским городам. И сейчас мы познакомимся с не менее важным городом для Древней Руси – Новгородом. Показ презентации 2 творческой группы. Задание остальной части класса: внимательно выслушать и составить вопросы по презентации. Вопросы: - На какой реке располагался Новгород? - Как добирались до Новгорода? - Что располагалось на Софийской стороне? - Что такое Кремль? - Что располагалось на территории Кремля? - Как назывался Кремль? - кто жил за пределами Кремля? - Где располагалась торговая площадь? - Чем торговали в Новгороде? - Чем являлась торговая площадь? (Центр торговли) Физминутка для глаз. Работа с учебником. - Сейчас вам нужно прочитать текст на странице 50 -51, составить систему вопросов по тексту. Читаем и подчеркиваем опорные слова карандашом. Вопросы по тексту: Где располагался Новгород? Кто посещал город? Кто жил в нем? Кто такие ремесленники? Какие ремесла процветали? Сделаем вывод: город стал центром чего? (Центром ремесел ) - В 12 веке на территории Древней Руси работали мастера более, чем 70 специальностей (плотники, столяры, портные, иконописцы, сапожники, кожевники и др.) Как было организовано управление в Новгороде? Что такое вече? Сравните эту систему управления с управлением в городе Киеве. Видеофильм. - А сейчас я приглашаю вас на экскурсию по современному Новгороду. Вы увидите архитектурные строения, которые были воздвигнуты с 9 по 12 век и сохранились до нашего времени. Во время просмотра подумайте, что общего у зданий, которые вы увидите. (Строения религии христиан, построены из камня, с куполами) Сделаем вывод: город стал центром чего? (Центром религии) Закрепление «Проверь себя» Работа по карточкам. На каждый вопрос подберите ответ, соедините их стрелками. Проверка с ответами по компьютеру. Итог урока. Что же такое город? Центром чего он является? (Центром обороны, торговли, ремесла, религии) Рефлексия. - Продолжите высказывания: Сегодня на уроке я удивился…. Сегодня на уроке я восхитился… Сегодня на уроке я почувствовал…























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Образовательные :
    • сформировать у учащихся представление о городах Х-ХI веков Киеве и Новгороде;
    • познакомить учащихся с архитектурными памятниками Древнего Киева и Древнего Новгорода.
  • Воспитательные :
    • воспитывать любовь к истории родной страны;
  • Развивающие :
    • развивать устную речь, воображение.

Оборудование: физическая карта России, компьютер, проектор, экран, презентация по теме «Страна городов».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по древним городам Руси. Посетим мы Древний Киев с его Золотыми воротами, побываем на торговой площади Древнего Новгорода.

2. Проверка домашнего задания

  • Опрос учащихся по вопросам:
  • Как было организовано управление в Древней Руси?
  • За какие заслуги мы чтим князя Владимира?
  • В чём значение принятия Русью христианства?

2) Тестирование знаний учащихся по теме «Во времена Древней Руси» (слайды 1-10) . Работы собрать.

3. Работа над новым материалом

Учитель: Нам уже известно, как жили древние славяне, какими были их жилища, как выглядели посёлки славян-землепашцев.
Но у славян по-прежнему было много врагов, для защиты своих домов они стали строить крепости. Как вы думаете, где было самое подходящее место для строительства крепостей?

Учащиеся: Там, где было бы хорошо заметно врагов. Это высокий берег реки.

Учитель: Да, крепость строили в том месте, где с трёх сторон её закрывала река, а с четвёртой высокий берег. Со стороны, не защищённой рекой рыли глубокий ров, его заполняли водой, так получался остров, где было безопасно строить дома. Вокруг поселения насыпали высокий земляной вал, на валу ставили высокую бревенчатую ограду, брёвна ставили близко друг к другу, заостряя их верхушки. Враги не могли преодолеть незамеченными эти преграды, а для друзей через ров перекидывали мост, который в случае опасности можно было легко поднять. Такие посёлки-крепости стали называть городами, от слова «городить, огораживать».
В таких городах жили князья со своими дружинниками да купцы с ремесленниками. Кто такие купцы и ремесленники?

Учащиеся: Купцы – богатые торговцы, владельцы торговых предприятий, ремесленник – человек, который занимается своим делом, ремеслом.

Учитель: Отправляемся в путешествие по Древней Руси. (Рассмотреть физическую карту и значками отметить расположение Киева)
Рассмотрим на странице 47 схему Древнего Киева, его же видим и на экране. (Слайд 11)
Расскажите об устройстве древнего города, Киева в частности. (Территория, постройки, как можно было попасть в город) Учащиеся: Попасть в город можно было через городские Золотые ворота. (Слайд 12)

Учитель: (Слайд 13) Софийский собор – одна из достопримечательностей Древнего города Киева. Он был построен Ярославом Мудрым в 1037 году в честь победы над печенегами. Митрополит Илларион так отзывался о соборе: «Он вызывает удивление и восхищение во всех сторонах, лежащих окрест, ибо не найдётся подобного ему во всех полунощных землях от востока до запада!» Храм назвали в честь святой Софии – мудрости Божией.
Храм окружён был с трёх сторон галереями. Двенадцать разновеликих куполов образовывали композицию, группируясь вокруг самого большого купола – тринадцатого. (Слайд 14)
Своей величиной, внутренним убранством собор производил огромное впечатление на горожан. Он вознёсся почти на высоту 30 метров над низенькими окружавшими его избами. Необыкновенная высота сводов, и мозаика и фресковая роспись стен поражала горожан, привыкших с своим тесным полуземлянкам.
Как свидетельствует «Повесть временных лет», Ярослав украсил церковь «золотом, серебром и сосудами церковными». Софийский собор играл важную роль в жизни средневекового Киева. Тысячи горожан приходили сюда на церковные службы. Здесь располагалась резиденция главы русской церкви митрополита Киевского. В Софии хранились государственные документы, имелась библиотека, древнейшая на Руси, мастерская рукописных книг. По указанию Ярослава мудрого в Софийском соборе была создана одна из первых школ на Руси. Сам князь после смерти был погребён в Софийском соборе в мраморном саркофаге.

Физкультминутка

Мы город построить поможем,
Стены зданий по кирпичику сложим,
Лопатой клумбы покопаем покопаем,
Цветов насажаем,
Мост поднимем, фонари повесим,
А потом себе похлопаем:
МОЛОДЦЫ какие!

(Учащиеся имитируют движения за учителем)

Учитель: Из Киева мы перемещаемся в Древний Новгород. (Рассмотреть физическую карту и отметить местоположение Великого Новгорода) Рассмотрите схему Древнего Новгорода (стр 47) .

Учащиеся отвечают .

Учитель: (Слайд 15)
Новгород был самым богатым городом на Руси. Он стоял на реке Волхов, что у Ильмень-озера. Новгород известен с 859 года. Название «новый город» получил после того, как горожане основали его после первого, которое было ранее в начале реки Волхов.
Как и всякий город, Новгород одновременно был и крепостью. (Слайд 16) От незваных гостей его защищали земляной вал, ров, могучие башни. На левом берегу возвышался красавец Кремль. Кремль – центральная часть древнерусских городов, обнесённая крепостными стенами с башнями. На территории Новгородского кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, Софийским. Собор был построен в середине XI века. Он был главным храмом и символом города.

Чтение статьи учебника стр. 48-52.

Учитель: В 1054 году умер князь Ярослав Мудрый. Перед смертью он разделил русскую землю между своими внуками и сыновьями. Самым сильным было Владимиро-Суздальское княжество. Внук Ярослава Мудрого стремился расширить свою территорию, за что прозван был Долгоруким.
С его именем связана одна легенда.
Ехал как-то Долгорукий со своею дружиной по лесу дремучему. Тихо было в лесу. Только ветки похрустывали под копытами конскими, да птица редкая с криком перелетала с дерева на дерево. Туман серый стелился средь кустарника густого. И вдруг увидел князь Юрий средь тумана зверя о трёх головах, огромного и лохматого. Взмахнул князь мечом булатным, и чудовища не стало. Старец один разъяснил князю видение так: «Явление зверя диковинного – знамение тебе, великий князь. Говорит о том, что суждено тебе на этом месте воздвигнуть новый град.» Выехал князь на пригорок, и взору его предстало село Красное боярина Степана Кучки. «Эй, боярин! – грозно крикнул Долгорукий, – земля сия под град новый отведена!»
И в 1147 голу на этом месте был основан новый город. Какой?

Ученики: Город Москва.

Учитель: (Слайд 18) «Это была маленькая, бедная Москва, она вовсе не походила на нашу нынешнюю белокаменную, гордую Москву, – не прошло и года от её построения. Многие её ещё называли не Москвою, а Кучковом, по имени хозяина здешних мест богатого боярина Степана Кучки» – так пишет о Москве А.Ишимова в своей книге.

Чтение статьи учебника стр. 53-57.

4. Закрепление изученного

1) Беседа по вопросам. (Слайды 19, 20, 21 )

2) Дидактическая игра «Имена, прозвища, даты» (Слайд 22)

Источники:

  1. Головин Н.Н. Моя первая история.– М.: Терра, 1995
  2. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей.(том 1) – НИЦ «Альфа», С-Пб, 1993

Западные соседи называли Древнюю Русь страной городов. А как появились на Руси города? Славяне жили в поселениях, окружённых крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами. Такие огороженные посёлки были надёжными убежищами от нападений врагов и диких зверей, которые в изобилии обитали в лесных чащах. Постепенно разрастаясь, поселения становились городами.

Работа с исторической картой и схемами

  1. Найдите на карте (см. предыдущую страницу) города Киев и Новгород. Что вы можете узнать о них по карте?
  2. Рассмотрите схемы древнего Киева и древнего Новгорода. С их помощью расскажите об этих городах.

Центр древнего русского города был обычно укреплён и назывался кремлём. Внутри располагались княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь. За пределами кремля жили ремесленники, торговцы и другой городской люд. Шумно и оживлённо было на главной торговой площади города.

Выберите для работы в группе одно из путешествий - в древний Киев или в древний Новгород. Познакомьтесь по учебнику с этими городами. Выполните задания в рабочей тетради. Результаты работы представьте классу.

Путешествие в древний Киев

Много прекрасных городов было на Руси. Но краше всех - Киев, стольный град великих князей. В разные стороны расходились от Киева торговые пути-дороги. Шли они на север и на юг, на восток и на запад. Ладьи и торговые флотилии останавливались у днепровских пристаней.

Далеко за пределами Руси шла молва о красоте и великолепии Киева. А дивиться было чему! Каждый князь стремился украсить свою столицу.

Расцвёл Киев при князе Ярославе, прозванном Мудрым (княжил в 1019 - 1054 годах). По его приказу в Киеве сооружаются Золотые ворота, торжественный Софийский собор. Путешественники считали Киев достойным соперником Константинополя. Словно чудо чудное, красовались деревянные терема с затейливой резьбой, золотые купола храмов.

До разорения завоевателями в XIII веке Киев был одним из крупнейших и красивейших городов мира.

Путешествие в древний Новгород

Север нашей страны - удивительный край рек и озёр. Здесь, на берегах реки Волхов у Ильмень-озера, стоит Великий Новгород.

С самого начала природа была верной союзницей Новгорода. Болота и топи, окружавшие город, надёжно защищали его.

Как гостеприимный, хлебосольный хозяин, город широко распахивал свои ворота перед друзьями. Располагался Новгород на оживлённом торговом пути. Богатые купеческие корабли теснились у пристаней на берегах Волхова. Разноязыкая речь звучала на улицах города (1).

Жили в Новгороде бояре, купцы, ремесленники. Среди ремесленников своим мастерством славились оружейники, ювелиры, камнерезы, кожевники.

Дети забавлялись глиняными игрушками-свистульками. Модницы щеголяли в золотых и серебряных украшениях, носили бусы, перстни, браслеты из янтаря.

Издалека видны купола Софийского собора (2). Новгородские ратники перед боем клялись постоять за Святую Софию. Эти слова означали защитить свой город, Новгородскую землю.

Почти десять веков стоит могучий Новгородский кремль (3). Здесь совершались важные события в жизни Новгорода.

Новгородцы славились вольнолюбием, гордым, независимым характером. Городом управляли посадники, которых выбирали из знатных бояр на вече - собрании всех горожан. Народ сходился на вече по звону колокола. Был в городе и князь, да не поладили с ним новгородцы. Но и без князя обходиться тоже было нельзя - Новгороду был нужен военачальник. И стали новгородцы приглашать князя, который им больше приглянется.

Удивительная жизнь древнего Новгорода открылась благодаря находкам археологов. Например, стало известно, что ходили новгородцы по деревянным мостовым. Во время раскопок одной из древних улиц Новгорода было обнаружено 28 «этажей» сосновых мостовых. Их настилали с X по XV век - 500 лет.

Выдающимся открытием археологов стали берестяные грамоты.

Древние новгородцы писали на берёсте - берёзовой коре. Буквы выцарапывали специальными заострёнными палочками - писалами. Берестяными посланиями обменивались родственники, друзья. На берёсте вели деловые расчёты. После прочтения ненужные грамоты выбрасывали.

  • Прочитай текст. Используй его при рассказе о берестяных грамотах.

Через сотни лет берестяная почта донесла до нас имена некоторых новгородцев. Один из них - маленький новгородец Онфим - учился грамоте. Его берестяные школьные тетрадки исписаны буквами, слогами и целыми предложениями. Наверное, он был непоседой и озорником, любил шалить и, отвлекаясь от занятий, делал на берёсте смешные рисунки.

Проверь себя

  1. Что такое кремль?
  2. Какие великолепные сооружения украшали древний Киев?
  3. Какие занятия были в почёте у новгородцев?
  4. В чём важность находок берестяных грамот?

Задания для домашней работы

  1. Придумай рассказ «На уроке грамоты в древнем Новгороде» от имени ученика или учителя (по выбору).
  2. От имени новгородца расскажи о своём городе: а) иноземному купцу; б) жителю другого русского города.

Странички для любознательных

Славный пир в городе Москве

В XII веке Русь была разделена на многие княжества. Не всегда их князья ладили между собой. Во Владимиро-Суздальской земле правил князь Юрий. Вот и он вёл частые войны с соседями. Потому-то и получил прозвище Долгорукого - всё хотел прибрать к своим рукам.

В 1147 году пригласил князь Юрий Долгорукий на встречу князя черниговского Святослава: «Приди ко мне, брате, в Москов». В Москве князья договорились вместе выступить против недругов. В честь знатных гостей был дан пир.

Об этом событии рассказал русский летописец. Так впервые была упомянута Москва. Никто не мог тогда предугадать, что маленькому городку среди непроходимых лесов суждено будет стать столицей Русского государства и что даже саму страну иностранцы долгое время будут именовать Московией.

На следующем уроке

Узнаем о просвещении и школах, летописях, рукописных книгах Древней Руси. Сравним древнерусские книги и современные. Осознаем, что Древняя Русь была страной высокой культуры. Поймём, какое значение имеют древнерусские летописи для учёных.

Вспомни, что тебе известно о славянской азбуке и её создателях.

Древнеславянское государство было основано в IX веке, когда князь Олег объединил под своей властью два крупнейших города: Киев и Великий Новгород. Помимо этих столпов Древней Руси, насчитывалось еще 24 города. Варяги, ходившие через эту территорию, называли Русь Гардарикой или Страной городов.

Как возникали города на Руси

Славяне традиционно жили в поселениях, которые были надежно защищены глубокими рвами и высоким деревянным забором - частоколом. Жить в таких укрепленных поселках было безопасно, ведь в округе водилось немало разбойников и диких зверей. Поселения постепенно увеличивались, разрастались и превращались в города.

Прежде всего, русский город - крепость, надежно укрепленная от неожиданных нападений. Именно в этом было главное отличие города от сельской местности.

Рис. 1. Древнерусские поселения.

В центре каждого крупного города находился Детинец или Кремль - наиболее укрепленная часть, в которой находились хоромы князя или местной знати, а также самая главная городская церковь.

Вокруг Кремля разрастался так называемый «посад» – часть города, в которой жили и трудились торговцы, мастеровые, ремесленники и прочий люд. На торговой площади всегда было очень оживленно и шумно.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Древний Киев

Настоящей жемчужиной Древней Руси была его столица - Киев, город великих князей. Он располагался на пересечении многих торговых дорог, имевших большое значение. Словно лучи, они исходили от Киева во все стороны света. К днепровским пристаням всегда причаливали крупные флотилии и одиночные ладьи.

Далеко за пределами столицы древнерусского государства шла молва о ее красоте. И это неудивительно, ведь каждый князь хотел сделать ее еще краше. Путешественники часто сравнивали Киев с не менее величественным Константинополем.

По всему периметру Киев был окружен высокими крепкими стенами. Оказаться в городе можно было, только пройдя через единственные ворота – Софийские, которые надежно охранялись и днем, и ночью. За ними находились деревянные дома с резными украшениями и каменные дворцы, церкви с колокольнями, центральная площадь.

Самым величественным строением Древнего Киева стал Софийский собор, воздвигнутый в первой половине XI века. Он олицетворял собой мудрость христианского учения и, по замыслу его создателей, должен был укреплять христианство на Руси. Собор лишь чудом уцелел до наших дней, пережив многочисленные вражеские нашествия, разграбления и разрушения.

Рис. 2. Софийский собор в Киеве.

На севере древнерусского государства, на берегах Ильмень-озера был воздвигнут славный город - Великий Новгород. Расположенный посреди топей и озер, он был надежно защищен от врагов самой природой.

Как и Киев, располагался Новгород на пересечении оживленных торговых путей. Местным жителям было не привыкать слышать на улицах города иностранную речь: уж слишком много здесь было иноземных торговцев разными товарами.

Рис. 3. Древний Новгород.

В Новгороде жил привилегированный класс - бояре, а также куцы и ремесленники. Среди последних особым мастерством выделялись:

  • оружейники - мастера по изготовлению разного оружия;
  • кожевники - специалисты по выделке кожи;
  • ювелиры - мастера по огранке драгоценных камней и созданию украшений.

Настоящей гордостью Великого Новгорода стал Новгородский Кремль. Вплоть до ХIV века его называли Детинец, поскольку на его территории жила дружина - княжеское войско. Дружинников часто называли «детьми», отсюда и повелось название этого укрепления.

Страна городов

1. Соедини стрелками изображения достопримечательностей с их названиями.


2. Прочитай отрывок из былины.

На свою бессчётну золоту казну.
Построил Садко тридцать кораблей,
Тридцать кораблей, тридцать черлёныих,
На те корабли черлёные
Свалил товары новгородские.

Найди в библиотеке былину "Садко", прочитай её полностью. Расскажи в классе о приключениях этого купца.

3. Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

1. Человек, занимавшийся торговлей.
3. Собрание всех горожан Новгорода.
5. Имя князя, при котором Русь приняла христианство.
8. Судно, на котором плавали в IX - XI веках.
9. Обряд приобщения к христианской церкви.
10. Имя князя, основавшего Москву.

По вертикали:

1. Столица Древней Руси.
2. Знатный боярин, управлявший Новгородом.
4. Страна, из которой на Русь пришло христианство.
6. Река, по которой проходил путь "из варяг в греки".
7. Берёзовая кора, на которой писали в XI веке.
9. Центр древнерусского города.

Новое на сайте

>

Самое популярное