Домой Пауки Анализ уровня жизни населения. Статистический анализ дифференциации доходов и уровня бедности населения российской федерации Объем реальных доходов на душу населения

Анализ уровня жизни населения. Статистический анализ дифференциации доходов и уровня бедности населения российской федерации Объем реальных доходов на душу населения

Денежные доходы населения - это часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т. е. все физические и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства. Однако в современном обществе из-за провала экономических реформ и резкого социального расслоения населения денежные доходы у определенных его категорий находятся на крайне низком уровне, чтобы поддержать их жизненные силы.

На динамику и структуру доходов населения и домохозяйств в 90-е гг. XX в. и на современном этапе оказывали и оказывают серьезное влияние такие факторы социально-экономического характера, как:

неустойчивость экономического развития, дефолт 1998 г., финансово-экономический кризис 2008-2010 гг.;

  • инфляция, которая на протяжении первой половины 90-х гг. носила гиперинфляционную форму;
  • невыплаты зарплаты (особенно работникам бюджетной сферы), государственных пенсий, пособий;
  • многочисленные финансовые злоупотребления и нарушения в области оплаты труда.

Реальные (располагаемые) денежные доходы населения (с учетом индекса потребительских цен) хотя в период 2000- 2010 гг. возрастали более высокими темпами, чем промышленное и сельскохозяйственное производство, однако их уровень в 2010 г. еще оставался на 12% ниже уровня 1990 г., в 2012 г. - ниже на 6% и, судя по прогнозам Минэкономразвития, он не достигнет уровня 1990 г. и в 2013 г.

Денежные доходы населения формируются за счет следующих источников:

  • оплата труда членов домохозяйств, полученная при выполнении трудовых соглашений при найме, а также премии, постоянные надбавки к зарплате, выплаты работодателями на социально-культурные цели: пособия, оплата транспортных услуг, путевок и т. п.;
  • доходы от предпринимательской деятельности в форме прибыли, дивидендов, процентов по ценным бумагам и вкладам, арендная плата, доходы от реализации имущества и др.;
  • государственные социальные выплаты (трансферты) - пенсии, пособия и другие платежи из бюджета и внебюджетных социальных фондов.

Соотношения между указанными тремя источникам доходов зависят от социального состава конкретной семьи, например работающая супружеская пара без детей и супруги- пенсионеры. Естественно, в первой из них основным источником доходов будет оплата труда, а во второй - социальные выплаты.

На структуру доходов семей (домохозяйств) оказывает влияние место проживания -- город или село. Материалы Росстата о выборочных обследованиях бюджетов домохозяйств свидетельствуют, что в структуре доходов городского населения более 90% приходится на денежные доходы, в то время как в сельской местности почти треть приходится на натуральные поступления (в стоимостном выражении).

Главными источниками натуральных поступлений являются производимые в подсобных хозяйствах продукты или произведенные для собственного потребления на приусадебных участках, а также полученные семьями от работодателей или государства товарно-материальные ценности.

В практике анализа и планирования денежные доходы населения классифицируют не только в зависимости от источника их поступления, но и в зависимости от равномерности и надежности поступления.

В зависимости от равномерности

  • регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);
  • периодические (авторские гонорары, доходы по ценным бумагам и др.);
  • случайные и разовые (подарки, доходы от реализации имущества).

В зависимости от надежности поступления различают доходы:

  • гарантированные (пенсии, доходы по госзаймам);
  • условно-гарантированные (оплата труда);
  • негарантированные (гонорары, комиссионное вознаграждение).

Основное место в доходах населения занимают оплата труда (включая предпринимательскую деятельность) и государственные социальные выплаты. На них приходится более 90% всех доходов (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Структура доходов домохозяйств за 1995-2011 гг.

(в % к общим доходам) 22

На уровень денежных доходов населения государство воздействует с помощью законодательных актов и через налоговый механизм.

В целях регулирования уровня оплаты труда и социальной защиты населения еще с декабря 1991 г. был установлен минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в размере 200 руб. в месяц. За период с 1991 г. по настоящее время МРОТ десятки раз изменялся, стремясь оградить минимальную оплату от обесценения из-за инфляции. Однако, несмотря на изменения, он отстает от темпов инфляции и не соответствует реальному содержанию российской денежной единицы. С 1 октября 2005 г. МРОТ был установлен в размере 747 руб. в месяц при прожиточном минимуме 3018 руб., или в 4 раза меньше прожиточного минимума. В 2011 г. он составлял 4471 руб. при прожиточном минимуме

6369 руб. или меньше прожиточного минимума в 1,4 раза . На 2013 г. величина МРОТ установлена в размере 5205 руб. в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 № 232-ФЗ.

Согласно действующему законоположению предприятия и организации всех форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие наем рабочей силы, не имеют права платить работникам меньше установленного минимума.

В соответствии же с принятым в 2002 г. новым Трудовым кодексом РФ оплата труда должна быть поэтапно доведена до прожиточного минимума.

Понятие «прожиточный минимум» введено Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Прожиточный минимум - это стоимость потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы. Так называемая потребительская корзина включает в себя минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания (50% в целом по РФ), необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум определяется для основных социально-демографических групп населения: трудоспособные, пенсионеры, дети, а также в среднем на душу населения.

Потребительская корзина составляется тоже для трех основных групп населения в целом по стране и по регионам не реже одного раза в пять лет. Она разрабатывается по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ с участием Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, а в субъектах РФ - с участием комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов РФ. Одновременно с предложениями о потребительской корзине в целом по РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ вносится методика определения потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ, на основе которой разрабатывается потребительская корзина в целом по РФ. Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах РФ утверждаются Правительством РФ.

В табл. 2.2 приведены данные о потреблении важнейших продуктов питания на одного человека в соответствии с потребительской корзиной, утвержденной Федеральным законом от

03.12.2012 № 227-ФЗ.

Таблица 2.2

Потребление продуктов питания в расчете на 1 человека в год, исходя из утвержденной потребительской корзины на 2013 г.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по группам населения в целом по стране и в регионах определяется исходя из потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Порядок исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ устанавливается Правительством РФ.

Так, величина прожиточного минимума в 2001 г. в среднем на душу населения в РФ составляла 1500 руб. в месяц, в 2002 г. - 1808 руб., 2003 г. - 2112 руб., в том числе для трудоспособного населения - 2304 руб., пенсионеров -1605 руб., детей - 2090 руб., в 2004 г. (IV кв.) - 2451 руб., в том числе для трудоспособного населения - 2690 руб., пенсионеров - 1849 руб., детей - 2394 руб. .

Прожиточный минимум необходим и используется:

  • во-первых, для оценки уровня жизни населения при разработке федеральных и региональных социальных программ;
  • во-вторых, для обоснования минимального размера оплаты труда и минимальной пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, для оказания государственной социальной помощи малоимущим.

В 2003 г. МРОТ составлял лишь 25,6% от величины прожиточного минимума. Рядом законов, как отмечалось, установлено, что МРОТ и минимальная пенсия по старости поэтапно повышаются до величины прожиточного минимума (в 2010 г. указанное соотношение составляло 76,1%. К сожалению, в 2011 г. - лишь 70,2%).

По данным Росстата, в 2011 г. населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума насчитывалось 18,1 млн чел, или 12,8% от общей численности населения страны .

В соответствии с действующим законодательством, если среднедушевой доход семьи (или одинокого человека) ниже величины прожиточного минимума, установленного в конкретном субъекте РФ, то такая семья (гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.

Представительные органы субъектов РФ, учитывая слабую обеспеченность работников бюджетной сферы, оказывают им финансовую поддержку исходя из размеров своего бюджета.

Ограничение максимального размера оплаты труда государство установить не может, так как он зависит от финансовых возможностей работодателей.

В частном секторе конкретные размеры ставок оплаты по профессиям на крупных предприятиях определяются условиями коллективных трудовых договоров, а у индивидуальных предпринимателей, где работают несколько человек, - договором с отдельным работником.

В составе денежных доходов населения заметное место занимают, как отмечалось, государственные социальные выплаты - пенсии, пособия и другие выплаты из средств бюджетов разного уровня и внебюджетных фондов.

Пенсионной системой в России охвачено 40,2 млн престарелых, инвалидов, членов семей, потерявших кормильца. Идет процесс ухудшения демографической ситуации. На конец 2011г. соотношение работающих и пенсионеров составляло 1,7:1, а к 2030 г., по некоторым прогнозам, это соотношение может достигнуть 1:1 (в то время как в развитых странах 2,2-2,4:1). На 1 января 2012 г. средний размер месячных пенсий с учетом компенсационных выплат составил 8203 руб., что равно 128,8% величины прожиточного минимума. С 1 января 2002 г. в стране проводится реформирование системы пенсионного обеспечения, с тем чтобы существенно увеличить доходы пенсионного фонда, повысить заинтересованность работающих к уплате отчислений в Пенсионный фонд с целью заработать в перспективе соответствующую пенсию. Введена трехуровневая система пенсий - базовая, страховая и накопительная, вместо единого социального налога введены страховые взносы.

Кроме пенсий российские граждане из Фонда социального страхования РФ получают пособия. Наибольший удельный вес занимают пособия по временной нетрудоспособности и пособия на детей. Лица, потерявшие работу, получают пособие по безработице из бюджета (Государственный фонд занятости населения РФ с 1 января 2001 г. упразднен).

Расширение рыночных отношений в России вызвало резкое расслоение в обществе и социально-имущественную дифференциацию населения. Поляризация общества усугубляется. Это можно видеть, сравнивая 20% группы домохозяйств самых обеспеченных и самых необеспеченных. В 2011 г. в 20-процентной группе богатых было сосредоточено 47,4% всех денежных доходов, а в 20-процентой группе самых бедных - лишь 5,2%, т. е. в 9,1 раза меньше .

В результате реформирования экономики в нашей стране, по выражению акад. РАН Д. С. Львова, возникли две России, не похожие друг на друга. Один ее образ - это богатое государство, успешно возводящее капиталистическое общество благоденствия. Другой - бедная страна с множеством жгучих социальных и экономических проблем.

В России богатой 15% ее населения аккумулирует в своих руках 85% всех сбережений банковской системы, 57% денежных доходов, 92% доходов от собственности и 96% расходов на покупку валюты. В России бедной 85% населения имеет лишь 8% доходов от собственности и 15% всех сбережений .

В России среди населения появилась значительная доля бедняков с низким уровнем денежных и натуральных доходов, недостаточных для удовлетворения основных жизненных (биологических) потребностей - в жилье, питании, одежде, услугах. Показателем бедности в экономической литературе признан удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума. В России он составлял, как отмечалось, на начало 2012 г. 12,8% от общей численности населения.

Обследования бюджетов домохозяйств свидетельствуют, что доля бедных выше среднего в сельской местности. Крайне бедны малоимущие семьи, воспитывающие трех и более детей.

Высокий уровень бедности российского населения требует от государства проведения разнообразных мероприятий по поддержанию лиц, находящихся за чертой бедности. Государственная помощь домохозяйствам должна выражаться не только в финансово-экономической защите населения, но и в правовом и организационном стимулировании индивидуально-трудовой деятельности и семейного бизнеса.

В целях реализации конституционных прав граждан в области социальных гарантий и определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов Правительством РФ в 2004 г. был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона, разрабатываемый с 1996 г. в соответствии с Указом Президента России от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов». В проекте закона предусматривалось законодательное закрепление системы социальных нормативов и норм, регламентирующих основные массовые виды выплат населению, общедоступных и бесплатных услуг социальной сферы, как приоритетные при формировании бюджетов и устанавливаемые законодательством РФ, нормативноправовыми актами Президента и Правительства РФ, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов РФ. В систему государственных минимальных социальных стандартов включались социальные стандарты в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения, жилищно-коммунального обслуживания. К сожалению, законопроект до сих пор не принят, а необходимость его принятия очень велика.

10.1 Доходы населения и их виды

В условиях рыночной системы доходы хозяйствующим субъектам не гарантированы и распределяются между различными слоями населения неравномерно. Неравенство в доходах - одна из главных причин социальной нестабильности в обществе. Для того чтобы смягчить неравенство и предупредить социальные конфликты, государство проводит социальную политику, важнейшим направлением которой выступает перераспределение доходов между отдельными категориями населения.

Определим, что такое доход и какие бывают виды доходов.

Доходы населения - это сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Уровень потребления населения напрямую зависит от уровня доходов.

Доходы населения можно разделить на денежные и натуральные. Денежные доходы - это доходы, включающие в себя все поступления денег в бюджет семьи в виде оплаты труда работников, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности (проценты по вкладам, ренты, дивидендов по ценным бумагам, доходов от недвижимости), гонораров и др.

Натуральные доходы - это доходы, включающие продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления.

Доходы можно также классифицировать как:

Совокупные, представляющие собой общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступлений;

Номинальные, характеризующие уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен;

Располагаемые, номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережения;

Реальные, характеризующие номинальные доходы с учетом инфляционного роста цен и тарифов;

Реальные располагаемые денежные доходы, которые определяются исходя из денежных доходов текущего периода за вычетом обязательных платежей и налогов, скорректированных на индекс потребительских цен.

Основным доходом трудящихся является заработная плата, составляющая до 70% доходов работников. Различают номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная заработная плата - это те средства, которые работник получает (или которые начислены ему) в денежном выражении за свой труд за определенный промежуток времени. Номинальная заработная плата зафиксирована в трудовом договоре (контракте), заключаемом между работником и работодателем.

Реальная заработная плата отражает покупательную способность полученных денежных средств и представляет собой номинальную заработную плату, скорректированную на индекс потребительских цен. Если темпы увеличения номинальной заработной платы ниже темпов роста уровня цен на товары и услуги, то реальная заработная плата понижается. Поэтому при повышении номинальной заработной платы необходимо учитывать рост цен, иначе увеличение размеров оплаты труда не будет нести в себе стимулирующей функции.

Распределение доходов происходит между владельцами экономических факторов производства - труда, земли, капитала, предпринимательских способностей. Однако если наемные работники участвуют в прибылях предприятия, то часть факторных доходов получают и они.

Кроме заработной платы, денежные доходы населения включают доходы от предпринимательской деятельности (прибыль), доходы от собственности (проценты, дивиденды, арендная плата), социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии) и другие поступления (страховые возмещения, выигрыши, доходы, поступившие в порядке наследования, и пр.). В условиях рыночной экономики в России в связи с развитием предпринимательства и различных форм собственности структура денежных доходов населения значительно изменилась по сравнению с плановой экономикой СССР (табл. 10.1).

Таблица 10.1

* С 1995 г.- включая скрытую(официально не учтенную) заработную плату
Источник: www.gks.ru/free_doc/2006/606_13/06-07.htm

Из приведенной таблицы видно, что структура доходов по оплате труда в России начиная с 1995 г. снижается, в то время как социальные выплаты (трансферты) остаются примерно на том же уровне, что свидетельствует о слабой социальной защищенности наемных работников и малообеспеченных слоев населения. Позитивным проявлением рыночной экономики является рост доходов от собственности и доходов от предпринимательской деятельности, хотя их получает меньшая часть населения. В период плановой экономики СССР наблюдался высокий процент доходов по оплате труда и социальных выплат населению, что свидетельствовало о высокой социальной защищенности трудящихся, однако доходы от собственности и предпринимательской деятельности были крайне малы, так как в рамках действующего законодательства практически все виды такой деятельности считались незаконными.

Соотношение в структуре денежных доходов населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в мотивации труда работников. Если в структуре денежных доходов преобладает заработная плата или доходы от предпринимательской деятельности, то это свидетельствует о росте предпринимательской инициативы и хозяйственной самостоятельности. Тенденция к увеличению социальных трансфертов в структуре денежных доходов может привести к психологии социального иждивенчества у части работоспособного населения.

Различия в уровне доходов на душу населения называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для любой экономической системы. Однако с ростом уровня социально-экономического развития страны показатели дифференциации доходов снижаются. В современной России дифференциация доходов населения существенно выше, чем в экономически передовых странах, и имеет тенденцию к дальнейшему росту. В значительной степени это связано с тем, что многие предприятия, бывшие прежде градообразующими и зачастую единственными источниками доходов многих граждан, оказались неконкурентными и закрылись. Одновременно с этим возник общественный слой, живущий и действующий по законам рынка, «вписавшийся в рыночные отношения» и имеющий неизмеримо более высокие доходы. Но по мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения, а также расширения государственной поддержки социально уязвимых слоев населения размеры неравенства должны сократиться.

Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рис. 10.1). По оси абсцисс откладывается процент домашних хозяйств, а по оси ординат - процент получаемых совокупных доходов. Кривая Лоренца представляет собой кумулятивное распределение численности населения и соответствующих этой численности доходов.

Рис. 10.1. Кривая Лоренца:
ОСА - полное равенство; ODA - после вычета налогов; ОЕА - до вычета налогов

Абсолютно равномерное распределение доходов (полное равенство) представлено на рис. 10.1 линией ОСА, которая указывает на то, что любой процент семейных хозяйств получает соответствующий процент дохода. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца ODA отражает степень неравенства доходов. Чем шире эта область, тем больше степень неравенства доходов.

Для преодоления социального неравенства в большинстве стран мира применяется пропорционально-прогрессивное налогообложение доходов. В России до 2001 г. также действовал пропорционально-прогрессивный подоходный налог. С 2001 г. налог на доходы физических лиц (НДФЛ) взимается по единой ставке 13%. С одной стороны, это, конечно, неплохо, так как большинство населения страны пока еще находится рядом с чертой бедности, но с другой - отмена пропорционально-прогрессивного налога противоречит демократическому принципу, который гласит: «Кто больше зарабатывает, тот больше и платит». Прогрессивные налоги уменьшают социальное неравенство общества. Этот принцип справедливости, сформулированный еще А. Смитом, наглядно демонстрирует изображенная кривая Лоренца. На рисунке 10.1 видно, что пропорционально-прогрессивные налоги делают распределение доходов более равномерным.

В мировой практике для количественного измерения уровня неравенства доходов используют следующие коэффициенты:

Коэффициент фондов - соотношение между средними значениями доходов сравниваемых групп или их долями в общем объеме доходов;

Децильный коэффициент - соотношение между средними доходами 10% наиболее обеспеченных и средними доходами 10% наименее обеспеченных граждан;

Индекс концентрации доходов населения, или коэффициент Джини, изменяющийся от 0 до 1; чем ближе этот коэффициент к единице, тем сильнее неравенство в обществе.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

Бикеева Марина Викторовна
доцент кафедры статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск
Bikeeva Marina Victorovna
Ph. D. in Economics, assistant professor of the Chair of Statistics, Econometrics and Information Technologies in Management
National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk

Аннотация: В статье рассмотрен традиционный набор статистических показателей изучения дифференциации доходов и оценки бедности населения. Значительное неравенство в доходах, приводящее к концентрации богатства и нищеты, становится характерной чертой российского общества. На протяжении 2011 – 2016 гг. для Российской Федерации характерно избыточное неравенство. Величина коэффициента Джини более 40 %, что превышает его пороговое значение на 30-40 %. Абсолютный подход к оценке бедности, распространенный в России, основан на установлении прожиточного минимума. Несмотря на сокращение масштабов абсолютной бедности в 2,1 раза за период с 2000 – 2016 гг., прожиточный минимум остаётся стандартом очень низкого потребления для всех социально-демографических групп населения. Среди уязвимых групп населения работники бюджетной сферы, сельского хозяйства и др. Результаты субъективной оценки бедности 2016 года свидетельствуют, что более 86% населения России считают себя бедными.

Abstract: The article describes the traditional set of statistical indicators to study income inequality and poverty estimates of the population. Significant income inequality, leading to a concentration of wealth and poverty, is becoming a characteristic feature of Russian society. During 2011-2016, the Russian Federation was characterized by excessive inequality. The value of the Gini coefficient is more than 40%, which exceeds its threshold by 30-40%. The absolute approach to poverty assessment common in Russia is based on the establishment of the subsistence minimum. Despite the reduction in the absolute poverty rate of 2.1% over the period 2000 – 2016, the minimum wage remains very low standard of consumption for all socio-demographic groups. Among the vulnerable groups are employees of the public sector, agriculture, etc. The results of the subjective poverty assessment in 2016 show that more than 86% of the Russian population consider themselves poor.

Ключевые слова: дифференциация доходов населения, уровень бедности, абсолютная бедность, прожиточный минимум, потребительская корзина.

Keywords: income disparities, poverty, absolute poverty, living wage, consumer basket


* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-010-00756

С переходом к рыночной экономике резко обострился процесс расслоения общества по уровню доходов, что обусловило необходимость внедрения в практику показателей, используемых для анализа социально-экономической дифференциации и уровня бедности населения.

Исследование дифференциации доходов населения заключается в установлении масштабов расслоения населения по уровню доходов и выявления основных факторов, создающих предпосылки для такого расслоения.

Для количественной оценки дифференциации доходов используются статистические показатели (таблица 1).

Таблица 1

Перечень статистических показателей оценки дифференциации доходов населения

Показатель Характеристика
Средний доход общий средний уровень дохода всего населения
Модальный доход уровень дохода, наиболее часто встречающийся среди населения
Медианный доход показатель дохода, находящийся в середине ранжированного ряда распределения, т.е. одна половина населения имеет доход ниже, а вторая половина – выше медианного
Децильный коэффициент дифференциации доходов показывает во сколько раз минимальные доходы 10% самого богатого населения превышают максимальные доходы 10% наименеее обеспеченного населения
Коэффициент фондов характеризует соотношение между средними доходами населения десятой и первой децильных групп
Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини) характеризует неравенство в распределении доходов населения между его отдельными группами

Изучение дифференциации осуществляется с помощью вариационных рядов распределения доходов населения:

  • распределение домашних хозяйств по величине среднедушевого денежного дохода, сгруппированных по интервалам с фиксированными границами. Такое распределение осуществляется по разным типам домохозяйств (городским, сельским, по наличию детей, по составу домохозяйств и т.д.);
  • распределение общего объема денежных доходов населения по 10- и 20%-м группам, позволяющее рассчитать квинтильные и децильные показатели дифференциации, оценить концентрацию доходов);
  • распределение на группы, пропорциональные размеру прожиточного минимума, позволяющие оценить социальную структуру населения (бедные, малообеспеченные, средние, обеспеченные и богатые) и ее динамику .

Рисунок 1 свидетельствует о возрастающей тенденции заработной платы за 2011 – 2016 гг. Однако значительное превышение средней заработной платы за весь анализируемый период над медианным и модальным значениями заработной платы свидетельствует о существовании дифференциации доходов населения.

Рисунок 1. Динамика среднего, медианного и модального значений заработной платы работников организаций за 2011 – 2017 гг. (по данным выборочных обследований организаций за апрель)

Большое неравенство в доходах, приводящее к концентрации богатства и нищеты, стало характерной чертой российского общества (таблица 2). Можно считать, что в Российской Федерации неравенство не просто высокое, а избыточное (коэффициент Джини более 40 % и превышает пороговое значение данного индикатора на 30-40 %).

Таблица 2

Распределение общего объема денежных доходов по 20%-ным группам населения Российской Федерации

Показатель 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Денежные доходы – всего, процентов 100 100 100 100 100 100
в том числе по 20-процентным группам населения:
первая (с наименьшими доходами) 5,2 5,2 5,2 5,2 5,3 5,3
вторая 9,9 9,8 9,8 9,9 10,0 10,0
третья 14,9 14,9 14,9 14,9 15,0 15,0
четвертая 22,6 22,5 22,5 22,6 22,6 22,6
пятая (с наибольшими доходами) 47,4 47,6 47,6 47,4 47,1 47,1
Коэффициент Джини 0,417 0,420 0,419 0,416 0,413 0,412
Коэффициент фондов, в разах 16,2 16,4 16,3 16,0 15,7 15,6
Децильный коэффициент, в разах 7,3 7,4 7,4 7,3 7,1 7,1

Что касается измерения бедности, то в мировой практике получили распространение три основных подхода :

Абсолютный подход – основан на установлении минимума средств существования, считающимся стабильным и не зависящим от времени.

Относительный подход – основан на признании бедным того, чей доход не позволяет жить в рамках принятого в конкретном обществе стандарта потребления. При конструировании относительной черты бедности используется показатель медианного личного располагаемого дохода. В США граница относительной бедности соответствует 40% медианного дохода, в большинстве стран Европы – 50%, в Скандинавии – 60% .

Субъективный подход – основан на мнении самого индивида об уровне его бедности. Использование данного подхода позволяет конкретизировать более значимые аспекты бедности, поскольку бедность проявляется не только в недостатке средств к существованию, но и в неудовлетворительном состоянии здоровья и питания, низком уровне образования, неудовлетворительных жилищных условиях, социальной изоляции и т.п.

Официальные оценки бедности в Российской Федерации основаны на показателях в рамках абсолютного подхода бедности. В качестве одного из критериев оценки бедности используется величина прожиточного минимума . Численность бедных принимается равной численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. Помимо численности и доли бедного населения, Росстат рассчитывает и публикует показатель «Дефицит располагаемых ресурсов малоимущего населения» – количество денег, которое необходимо, чтобы поднять доходы бедных до прожиточного минимума.

Правовую основу для определения прожиточного минимума в РФ составляют Федеральный закон № 134-ФЗ от 24.10.1997г. с последующими корректировками «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ № 1702 от 30.12.2017 г. «О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации» . Согласно закону величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания для трудоспособного населения, пенсионеров и детей, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, непродовольственных товаров и услуг, а также обязательные платежи и сборы (рис. 2.) .

Рисунок 2. Структура величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и в разрезе социально-демографических групп (IV квартал 2016 г.)

Из рисунка видно, преобладающая часть потребительской корзины представлена расходами на продукты питания. Стоимость минимального набора продуктов питания производится на основе установленного списка продуктов питания и текущих цен на них. Доля расходов на непродовольственные товары и услуги практически равные. Стоимость набора непродовольственных товаров и стоимость услуг определяются по 50% стоимости минимального набора продуктов питания. При этом транспортные услуги предусмотрены в потребительской корзине лишь трудоспособного населения и детей в возрасте 7 – 15 лет. Для пенсионеров и детей в возрасте до шести лет транспортные услуги в минимальный набор не включены. В 2010 году перечень минимальных услуг был дополнен расходами на услуги культуры, составляющие 5% от общей величины расходов на весь набор услуг. В потребительской корзине трудоспособного населения предусмотрены расходы на обязательные платежи и сборы, что объясняется экономической активностью данной группы населения и логичным отсутствием данной статьи расходов у группы пенсионеров и детей.

Данные рис. 3 свидетельствуют о сокращении масштабов абсолютной бедности в России за анализируемый период в 2,1 раза (с 29% до 13,5%). Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2000 году составляла 42,3 млн. человек, или 29% общей численности населения. Период экономического роста 2002 – 2007 гг. способствовал положительным сдвигам в материальном положении населения страны и снижению уровня бедности с 24,6 до 13,3%. Наступивший кризис 2008 года замедлил темпы снижения численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. А начиная с 2012 года, наблюдается обострение проблемы бедности, характеризующееся увеличением численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2016 году до 19,8 млн. человек, или 13,5% общей численности населения.

Рисунок 3. Динамика численности населения Российской Федерации с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 1),2)

1) Оценка на основе материалов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического показателя среднедушевых денежных доходов населения.

2) В 2005 г. и 2013 г. изменялся порядок расчета величины прожиточного минимума. В 2015 г. изменился учетный состав населения.

3) Без учета данных по Республике Крым и г.Севастополю.

4) Предварительные данные.

Среди уязвимых групп населения дети в возрасте до 16 лет (29,2%), молодежь в возрасте 16-30 лет (18,7%), пенсионеры (12,8%) (Рис 4). Причем характерной особенностью современного времени является появление «новых бедных» — группы работающего населения, которые по своим образовательному уровню и квалификации никогда и нигде в мире не могут быть бедными. Эту группу представляет собой население трудоспособного возраста, работающее преимущественно в бюджетной сфере, сельском хозяйстве и др. Доля данной группы населения за анализируемый период многочисленная и составляет 39,3%.

Рисунок 4. Распределение населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по основным возрастным группам, %

Интересна информация о субъективной бедности, полученной по результатам опроса ОБДХ 2016 г. Таблица 3 представляет информацию об ответах респондентов ОБДХ, оценивающих собственное финансовое положение.

Таблица 3

Распределение малоимущих домашних хозяйств в зависимости от оценки своего финансового положения в 2016 г. (в процентах ко всем домашним хозяйствам)

Все домохозяйства 100
из них, оценившие свое финансовое положение следующим образом:

не хватает денег даже на еду

денег хватает на еду, но покупать одежду и оплачивать жилищно-коммунальные услуги затруднительно 33,7
денег хватает на еду и одежду, но не можем позволить себе покупку товаров длительного пользования 50,7
денег хватает на еду, одежду и товары длительного пользования, но не можем позволить себе покупку автомобиля, квартиры, дачи 10,5
средств достаточно, чтобы купить все, что считаем нужным 0,9
затруднились ответить 1,1

Итак, финансовое положение 36,8% респондентов таково, что их домашнему хозяйству в лучшем случае хватает доходов на еду, но покупать одежду и оплачивать жилищно-коммунальные услуги затруднительно. Еще 50,7% респондентов ответили, что они в состоянии приобрести еду и одежду, но не могут позволить себе покупку товаров длительного пользования. Если принять, что оценка своего финансового положения как недостаточного для покупки товаров длительного пользования является признаком бедности, то в 2016 году бедными являлись более 86% населения России.

Таким образом, результаты исследования показали одну из острейших проблем современной России – высокий уровень бедности. Решение проблем бедности, преодоление социального неравенства и сглаживание присущих им противоречий должно являться одной из главных миссий системы государственного управления в России, как социального государства.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». [Электронный ресурс] Система ГАРАНТ: URL:http://base.garant.ru/172780/#ixzz558DnR5ow (дата обращения: 22.02.2018 г.)
2. Постановление Правительства РФ № 1702 от 30.12.2017 г. «О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации». {Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748876/ (дата обращения: 22.02.2018 г.)
3. Бедность как образ жизни в современной России: Монография / И.Я. Богданов. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 224 с.
4. Елисеева И.И., Раскина Ю.В. Измерение бедности в России: возможности и ограничения // Вопросы статистики. – 2017. - № 8. – С. 70-88.
5. Литвинов В.А. Прожиточный минимум: История, методика, анализ. Изд. 2-е. – М.: ЛЕНАНД, 2010. – 280 с.
6. Статистика: учебник / В.В. Глинский, В.Г. Ионин, Л.К. Серга [и др.]; под ред. В.Г. Ионина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 355 с.
7. Статистический бюллетень «Социально - экономические индикаторы бедности в 2013 – 2016 годах» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_110/Main.htm (дата обращения: 24.02.2018 г.)

Уровень жизни во многом определяется доходами населения, от которых главным образом и зависит степень удовлетворения личных потребностей.

Источниками доходов населения являются:

Оплата труда;

Доходы работников от предприятий и организаций, кроме оплаты труда;

Доходы от предпринимательской деятельности;

Социальные трансферты;

Доходы населения от собственности;

Доходы населения от продажи иностранной валюты;

Прочие поступления.

Для измерения уровня и структуры доходов населения используются показатели: совокупные ,номинальные, денежные ,располагаемые ,реальные доходы .

Совокупные доходы населения (СДН) – общая сумма денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг, оказываемых населению за счет социальных фондов.

Номинальные доходы (НД) – это сумма начисленных доходов. Основным показателемденежных трудовых доходов является номинальная заработная плата, как сумма денег, начисленная работникам и являющаяся вознаграждением за выполненную работу.

Располагаемые доходы (РД) – это номинальные доходы за вычетом налогов и обязательных платежей (НП), т.е. это доходы, фактически остающиеся в распоряжении населения. Поэтому их можно считать конечными доходами. К ним относится показатель фактически выплаченной (чистой) заработной платы.

РД = НД – НП.

Доля этой части в общем объеме номинальных доходов составит –

Реальные доходы характеризуются количеством потребительских товаров и услуг, которые может приобрести население на располагаемые (конечные) доходы для удовлетворения своих личных потребностей.

Существенные расхождения между размером номинальных и реальных доходов связаны с изменением покупательной способности рубля – показателя, обратного уровню цен. Реальное значение показатели доходов приобретают, если для расчетов используются постоянные цены, либо их изменение учитывается с помощью индекса покупательной способности рубля (I пср.) или индексов цен на потребительские товары и услуги (I р).Реальные располагаемые доходы населения рассчитываются по формуле:

или

,

.

.

Аналогично рассчитываются реальные совокупные доходы (РСД) населения как совокупные доходы (СД) с поправкой на покупательную способность рубля:

.

Для характеристики динамики денежных доходов населения строятся соответствующие индексы. При этом следует учитывать, что не всякий рост денежных доходов при наличии инфляции в экономике может свидетельствовать о повышении уровня жизни населения, а только рост в реальном выражении с корректировкой на индекс потребительских цен. Важнейшим является индекс реальных располагаемых доходов:

Следовательно, скорость изменения реальных располагаемых доходов зависит от трех факторов: темпов роста номинальных доходов, изменения ставок налоговых платежей и изменения покупательной способности рубля.

Индекс реальных доходов в расчете на душу населения:

Особое значение в анализе доходов населения имеют показатели средней номинальной исредней реальной заработной платы. Средняя номинальная заработная плата (НЗП) рассчитывается по отдельным предприятиям, учреждениям, организациям, по отраслям и формам собственности, регионам и по стране в целом как отношение начисленного фонда оплаты труда (ФОТ) к соответствующей численности работников (Т):

Номинальная заработная плата – это заработная плата, фактически начисленная работникам в соответствии с количеством затраченного ими труда. Ее реальное содержание определяется покупательной способностью рубля.

Средняя реальная заработная плата характеризует ее покупательную способность, т.е. выражается через количество продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, которое работающие могут приобрести на свою среднюю заработную плату. Средняя реальная заработная плата определяется исходя из средней номинальной заработной платы за вычетом налогов и обязательных платежей (НП) и индекса цен на потребительские товары и услуги населению (I р):

Индекс реальной заработной платы может быть рассчитан –

или

Например, если номинальная заработная плата увеличилась в текущем году на 33%, а цены за этот же период возросли на 18,5%, то реальная заработная плата увеличилась только на 12,2 процентов. Это означает, что работающие могли приобрести на свою заработную плату товаров и услуг больше, чем в предыдущем году, только на 12,2%.

Оснований для роста нет

​Восстановительный рост реальных зарплат в 2017 году давал властям надежду на преодоление длительного спада реальных доходов и начало их роста. Премьер-министр Дмитрий Медведев говорил в интервью российским телеканалам, что рост реальных зарплат означает, что «мы вошли в ситуацию, когда доходы уже не падают, а растут». Он назвал бедность «одной из самых кричащих проблем» современной российской экономики.

Причина расхождения динамики денежных доходов и реальных зарплат в том, что «скрытая» оплата труда и прочие доходы сокращались в 2017 году быстрее, чем росла наблюдаемая зарплата, полагает директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. «Сокращение реальных располагаемых денежных доходов населения при росте наблюдаемой заработной платы работников, скорее всего, вызвано перераспределением между наблюдаемой и ненаблюдаемой оплатой труда в пользу наблюдаемой и сокращением общего объема «скрытого» фонда оплаты труда», — отметила Малева в докладе «Социальные уроки экономического кризиса», представленном в середине января на Гайдаровском форуме.

Сокращение реальных доходов, прослеживаемое в данных госстатистики, может быть объяснено тем, что Росстат сейчас отчитывается о зарплатах на крупных и средних предприятиях, что составляет примерно 40% от всей занятости, сказал РБК директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон. «В оставшихся 60% динамика реальной зарплаты нам пока неизвестна», — отметил он. По его словам, рост экономики очень небольшой (по данным Росстата за январь—сентябрь 2017 года, рост ВВП равен 1,6%) и его недостаточно для обеспечения роста доходов. «Особых оснований для великих надежд я не вижу», — заключил Гимпельсон.

Ожидать роста реальных доходов в 2018 году не следует, потому как рост реальных зарплат, наблюдаемый в 2017 году, может остановиться, отмечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. «В 2018 году динамика зарплат не выглядит обнадеживающей, потому что большая часть зарплат индексируются на инфляцию прошлого года, которая составила 2,5%. Есть такой риск, что индексация зарплат приблизится к уровню инфляции 2017 года, между тем инфляция 2018 года как минимум во втором полугодии может ускориться, и тогда в реальном выражении зарплаты 2018 году могут не демонстрировать рост», — сказала РБК Орлова.

Надежды не оправдались

Росстат также сообщил, что розничная торговля в 2017 году выросла на 1,2% после падения на 4,6% в 2016 году, в декабре рост оборота розничной торговли составил 3,1%. Промышленное производство в 2017 году , что в два раза меньше прогнозов правительства. В декабре промышленность сократилась на 1,5%, в четвертом квартале промпроизводство показало падение на 1,7%. Альфа-банк понизил прогноз ВВП на 2018 год до 1%. «Нас крайне разочаровал тот факт, что восстановление российской экономики оказалось недолговременным; спустя всего один квартал после ускорения роста экономики до 2,5% год к году темпы роста опустились в зону отрицательных значений в ноябре», — отметила Орлова.

Новое на сайте

>

Самое популярное