Домой Ветеринария Где и кем работать: химическая технология. Интересные профессии, связанные с химией и биологией Какие специальности связаны с химией

Где и кем работать: химическая технология. Интересные профессии, связанные с химией и биологией Какие специальности связаны с химией

Какие профессии существуют в сфере химических технологий? Об этом и не только будет рассказано в данной статье.

Специальность "химическая технология" - что это такое?

Химия объединяет большое количество самых различных специалистов. Это ученые, технологи, преподаватели, лаборанты и многие другие профессионалы. Без химии просто невозможно представить ни одного современного технологического устройства. Практически все окружающее нас оборудование так или иначе связано с этой наукой. Многие люди, в особенности школьники, абитуриенты или студенты, задаются вопросом о том, куда можно устроиться трудиться, кем работать. Химическая технология предполагает множество самых разных вариантов. Сюда относится, например, пищевая выпускающие разного рода продукцию заводы и многие другие предприятия.

На самом деле человек, выбравший своим направлением химию, совершенно точно найдет, куда устроиться работать. Та же специальность "химическая технология" включает в себя много направлений и подвидов. Об основных профессиях в этой сфере будет рассказано далее. Итак, информация для тех, кто выбрал направление "химическая технология".

Кем работать?

Зарплата и общее количество обязанностей - вот два основных критерия, интересующие абитуриентов больше всего. Что можно рассказать о представленной профессиональной сфере? Какие здесь существуют виды работ?

Специальность включает в себя два основных направления: практическое и теоретическое. Что можно рассказать о первом? Сюда относятся, как правило, работники производственных предприятий. Это аналитики (речь идет о специалистах по контролю над качеством производимой продукции) и прочие лица.

В обязанности этих профессионалов входит исследование состава сырья, выявление брака, работа с разного рода синтетическими волокнами, удобрениями и т.д. Химики-технологи могут работать на металлургических комбинатах, в нефтяной или газовой сфере, в медицинских организациях и т.д.

А чем занимаются теоретики? Они развивают науку и двигают технологии вперед. Место работы теоретиков - лаборатория, университет (факультет химической технологии) и прочие научно-исследовательские учреждения.

К вопросу о зарплате нельзя подойти с однозначных позиций. Естественно, зависит многое от того, где именно работает специалист, в каком регионе и т.д. Однако совершенно точно нельзя сказать, что специалисты в сфере химии получают мало. Вот некоторые данные о средних доходах химиков-технологов в России:

  • 41% вакансий с рабочими местами на производстве с зарплатой от 35 до 45 тыс. рублей;
  • 31% вакансий с рабочими местами (в практической сфере) с зарплатами от 45 до 80 тыс. рублей;
  • вакансии в научно-исследовательских центрах с зарплатами от 40 до 50 тыс. рублей.

При этом самыми высокооплачиваемыми считаются рабочие места в Москве и Санкт-Петербурге.

Необходимые для работы качества

Это особенная, сложная и непростая сфера. Именно поэтому нельзя не упомянуть о качествах и чертах характера, которыми должен обладать соответствующий специалист.

Стоит также отметить, что вопрос о том, какой тип личности должен иметь профессионал, несомненно, важнее, чем вопрос, где и кем работать. Химическая технология - специальность, предполагающая следующие качества работника:

  • Увлеченность. Нет ничего хуже, если работник не увлечен своей работой и трудится только за деньги. Химик-технолог, а тем более научный сотрудник, должен любить и уважать ту среду, в которой он работает.
  • Аналитический способность систематизировать и анализировать знания.
  • Высокая работоспособность. Стоит отметить, что осуществляемые работы в рассматриваемой сфере очень кропотливы и сложны (причем независимо от того, кем работать). Химическая технология - специальность не для всех. Сюда могут идти только очень трудолюбивые, спокойные и стрессоустойчивые личности.

Стоит также сказать, что работнику понадобятся хорошая память, развитая ручная моторика, отличное зрение, обоняние и многое другое.

Необходимые для работы навыки

Безусловно, отменные качества личности для работы важны. А что можно сказать о знаниях и навыках, необходимых для качественного осуществления работы?

Сюда можно отнести:

  • Общие знания всего основного курса химии (однако, если специалист трудится в узкоспециализированной среде, то нужны будут и знания по некоторым другим дисциплинам и наукам).
  • Умение грамотно, качественно и безопасно проводить опыты и исследования.
  • Способность постоянно пополнять свои знания и подтверждать их на специальных курсах повышения квалификации.

Безусловно, выше были названы лишь самые основные и обобщенные моменты. Если необходимо узнать что-то более подробно о какой-либо узкой сфере, придется обратиться к специальным должностным инструкциям и прочим документам; они же и дадут ответ на вопрос, кем работать.

Химическая технология: обучение

Вузы предоставляют самые разные варианты образования по специальностям. Так, помимо простого направления "химия", существуют еще и такие виды, как "химическая технология и биотехнология", "химическая защита", "аналитический контроль над качеством химических соединений" и многое другое.

Какие именно учебные учреждения предоставляют возможность получить образование по рассматриваемым специальностям? Можно выделить такие вузы России:

  • МГУ им. Ломоносова;
  • Российский химико-технологический факультет;
  • нефти и газа и многие другие учебные заведения.

Таким образом, выше было рассказано обо всех самых основных моментах относительно специальности "химическая технология". Кем работать, зарплата и доходы работников, обучение - все подобные тезисы были раскрыты выше.

Описание специальности

Химия - одна из важнейших и обширных областей естествознания, наука о веществах, их свойствах, строении и превращениях, происходящих в результате химических реакций, а также фундаментальных законах, которым эти превращения подчиняются.

Специальность «Химия » подразумевает не только получение исчерпывающих знаний по физике, математике и информатике, но и глубокое изучение химических дисциплин: в частности, химических основ биологических процессов, высокомолекулярных соединений и химических технологий.Кроме этого, студенты изучают аналитическую, органическую, физическую и неорганическую химию. Большое внимание уделяется практическим занятиям, на которых студенты учатся исследовать химические процессы, управлять ими и выявлять закономерности их протекания, а также производить различные испытания, сертификационные в том числе. Практика студентов-химиков проходит и в учебных лабораториях, и на производстве.

За время обучения студенты учатся :

  • Проводить химические эксперименты и исследования (анализ и синтез новых продуктов, испытание их свойств), обрабатывать результаты эксперимента
  • Разрабатывать и создавать совершенно новые материалы и продукты, которые обладают заранее заданным химическим составом и строением
  • Проводить химическую экспертизу качества сырья, полупродуктов и продуктов питания, воды
  • Производить различные материалы, вещества в промышленных масштабах
  • Контролировать химические процессы в производстве
  • Проводить химический и физико-химический анализ различных веществ: руд, нефти и нефтепродуктов, сталей различных марок, сплавов металлов, кислот, солей
  • Исследовать новые лекарственные и биологически активные вещества
  • Использовать в профессиональной деятельности современное оборудование, новейшие физико-химические методы анализа и исследования
  • Заниматься педагогической деятельностью в общеобразовательных учреждениях

Основные изучаемые дисциплины :

  • Аналитическая химия
  • Высокомолекулярные соединения
  • Информатика
  • Коллоидная химия
  • Методика химического эксперимента
  • Неорганическая химия
  • Органическая химия
  • Физическая химия
  • Химическая технология
  • Химические основы биологических процессов

Присваиваемая квалификация

Зависит от направления специальности:

  • 1-31 05 01-01 "Химия (научно-производственная деятельность)" - Химик. Инженер -
  • 1-31 05 01-02 "Химия (научно-педагогическая деятельность)" - Химик. Преподаватель химии - профессиональная квалификация специалиста.
  • 1-31 05 01-03 "Химия (фармацевтическая деятельность)" - Химик. Химик-фармацевт - профессиональная квалификация специалиста.
  • 1-31 05 01-04 "Химия (охрана окружающей среды)" - Химик. Химик-эколог​ - профессиональная квалификация специалиста.
  • 1-31 05 01-05 "Химия (радиационная, химическая и биологическая защита)" - Специалист по управлению. Химик-эколог - профессиональная квалификация специалиста.

Занимаемые должности

  • Биохимик
  • Фармацевт
  • Химик
  • Инженер

Вузы, где есть эта специальность

  • Белорусский государственный университет​
    • направление специальности 1-31 05 01-01 "Химия (научно-производственная деятельность)"(проходные баллы в , )
    • направление специальности 1-31 05 01-02 "Химия (научно-педагогическая деятельность)"(проходные баллы в , )
    • направление специальности 1-31 05 01-03 "Химия (фармацевтическая деятельность)" (проходные баллы в

Самый простой вариант трудоустройства для человека с химической специальностью – преподавание и научная деятельность. Простой он потому, что чаще всего не требует дополнительных навыков, переобучения и смены рода деятельности. Специалист продолжает заниматься исследованиями, разработкой новых материалов и технологий, развивает науку, либо передаёт полученные знания следующему поколению студентов. Правда, для преподавательской деятельности может потребоваться педагогическое образование или хотя бы курсы. Решение о найме руководство учебного заведения принимает на основе внутренних правил и устава.

После окончания Казанского государственного университета я поступил в аспирантуру Института органической и физической химии имени А. Е. Арбузова, защитился в 2015 году. Наша кандидатская степень аналогична западной постдокторантуре, с ней уже можно уехать работать за границу. Можно строить карьеру по старинке, например, расти от младшего научного сотрудника до заведующего лабораторией. Развиваться по новому – это выигрывать гранты, в том числе международные, патентовать технологии, создать собственное производство. Повышать квалификацию лучше в зарубежных вузах: поступить в аспирантуру или ещё во время учёбы использовать немецкую службу академических обменов DAAD, собирать полезные контакты. Потом те, у кого есть интерес и перспективы, открывают свою лабораторию или бизнес, уходят менеджерами в другие компании.

Лаборатория

Недалека от академической химия и работа в лаборатории. Дополнительного обучения и новых навыков тут тоже не потребуется: лаборант химического анализа в основном исследует состав и химические свойства различных веществ. Он может быть занят в сфере экологии или контроля качества, фармацевтике или даже криминалистике.

Профессия фармацевта формально требует получения диплома о соответствующем образовании, но значительную часть времени он занимается именно химическими исследованиями, ставит опыты и оценивает результаты влияния произведённых веществ на организм. А при работе в экспертно-криминалистической или судебно-химической лаборатории химику предстоит заниматься таким же анализом веществ, просто с другой целью – результаты его работы используют иначе.

Промышленное производство

Какой бы профиль ни был у промышленного предприятия, почти на каждом необходим отдел контроля качества, где оценивают химический состав выпускаемой продукции и её соответствие требованиям и нормам. Чтобы не открывать собственную лабораторию, эту часть производства нередко отдают на аутсорс. Но есть направления, где без профильных специалистов просто не обойтись: это химическая, металлургическая, целлюлозно-бумажная, стекольная промышленность, производство пластмасс и синтетических тканей, нефтегазопереработка и многие другие. следят за соблюдением технологических процессов, контролируют качество сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.

Промышленная сфера идеальна для начинающих химиков, которым необходим опыт. На многих предприятиях есть крупные лаборатории, развита система наставничества. Первые доступные должности – лаборант, оператор и аппаратчик. При желании дослужиться можно и до руководящих позиций инженера-технолога и заведующего лабораторией.

Другой неоспоримый плюс в том, что только на производстве можно найти вакансии для специалистов со средним профессиональным образованием.

Дмитрий Горбачёв

Предприниматель

Я попал на малое керамическое предприятие без профильного химического образования, лишь сейчас учусь в аспирантуре Томского политехнического университета. Работал руководителем, но кризис 2008 года заставили глубоко вникать в технологию, читать книги, журналы, посещать конференции – получать прикладные знания по химии. О карьере можно говорить, когда есть избыток возможностей в работе. Например, можно самостоятельно изучать новые техпроцессы, внедрять их на предприятии и после 3-5 таких циклов перейти на новый виток карьеры или поменять статус в компании. Продолжая научно-исследовательскую деятельность, сотрудник может посещать конференции, семинары, публиковаться и писать диссертацию за пределами предприятия. Это будет качественный скачок, возможно, даже с переходом в другую компанию. Но ничто не мешает совмещать одно с другим: основную работу технологом в большой компании с консалтингом и работой по совместительству в малой компании. Главное, чтобы они не пересекались на рынках сбыта. Такой вариант даёт деньги и опыт.

Аграрная сфера

Если бездушным пластмассам вы предпочитаете ботанику, то стоит поискать должность агрохимика. Это всё, что связано с плодородием почв и мелиорацией, удобрениями и повышением урожайности растений. В ходе лабораторных исследований определяется содержание микроэлементов, белков, жиров, углеводов, витаминов и аминокислот, минеральный состав почвы, наличие органики, солей и микроорганизмов, и, соответственно, необходимый состав удобрений.

На основе методик химического анализа почвы и растений, методов лабораторного и полевого опыта, меченых атомов, спектроскопии и хроматографии агрохимики ищут идеальный состав удобрений, которые бы благотворно сказывались на росте и развитии полезных культур, способствовали восстановлению плодородного слоя почвы и при этом благоприятно отражались на экологии.

Эта ниша необычайно востребована, и высококвалифицированный специалист легко найдёт работу, ведь экспорт удобрений в России занимает третье место по объёму после топливно-энергетического и металлургического секторов экономики, а доля страны на мировом рынке минеральных удобрений достигает 8,4 %. Правда, крупные компании-производители удобрений есть не в каждом регионе, поэтому может потребоваться переезд.

Производство продуктов питания

Казалось бы, как химик может стать поваром или ? Но профильное химическое образование уже не редкость в требованиях к таким вакансиям. Технологи пищевого и бродильного производств даже при поступлении в вуз сдают профильный экзамен по химии, а в их учебной программе присутствует общая, органическая, неорганическая, биологическая, физическая, пищевая, аналитическая и коллоидная химия.

Даже если процесс приготовления пищи вам совсем не близок, можно устроиться на крупные пищевые производства, где химики исследуют качество сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Но даже здесь своя специфика – потребуется изучить ГОСТы, нормативы и правила выпуска продуктов питания. Бумажной работы будет много: химик экономически обосновывает изменение технологического процесса, составляет регламенты и нормативно-техническую документацию.

Огромной популярностью в последнее время пользуется , ведь собственные небольшие пивоварни есть почти при каждом крупном ресторане. Химику для такой работы потребуется пройти курсы, где расскажут о практической части: приёмке солода, его переработке и дроблении, производстве охмелённого сусла в варочном цеху, контроле процессов брожения и фильтрации пива.

А если у химика есть поварской талант, то он может освоить редкую и интересную профессию повара молекулярной кухни. В основе молекулярной кухни лежит изучение физико-химических процессов, происходящих с продуктами при готовке. Порой процесс приготовления таких блюд кажется неправильным с точки зрения классической кулинарии. Например, недостаток времени тепловой обработки компенсируется более высокой температурой. И тут нельзя однозначно сказать, кто быстрее и проще освоит эту профессию: инженер-химик научится кашеварить или повар освоит химические законы.

Парфюмерия

Многим кажется, что парфюмер – это человек с идеальным нюхом, способный определить любые ноты аромата и на интуитивном уровне чувствующий, как их смешивать, чтобы добиться особенного результата. Но по факту любой профессиональный парфюмер по образованию всё-таки химик. У запаха есть формула, и мастер своего дела должен её знать и уметь точно воспроизводить – только так можно добиться стабильности аромата на протяжении всего срока годности.

Опытные парфюмеры считают, что химик легко освоит эту новую для себя профессию при наличии природных данных и предрасположенностей. Карьера парфюмеров начинается на химических факультетах. Затем они устраиваются помощниками к именитым мастерам, поступают в одну из парфюмерных школ в России и за её пределами, а также в прославленные вузы, лучшие из которых, например, институт ISIPCA (Institut Supérieur International du Parfum de la Cosmétique et de l’Aromatique), базируются в Европе.

Единственное, что может всерьёз помешать химику освоить ароматную профессию – это частые простуды и головные боли.

«Умные» продажи

Кто ещё может легко продавать реагенты, колбы и пробирки, оборудование и приборы, как не вчерашний химик с базой контактов коллег – потенциальных потребителей. В качестве технически сложного товара всё чаще приглашают профильных специалистов, которые понимают принципы его использования и могут оценить все преимущества.

Справиться с этим может не каждый, ведь талант продажника никто не отменял. Но порой проще научить химика продавать, чем продавца – пользоваться специфическим оборудованием. Поэтому химик может поискать себя в продажах агропромышленных товаров и удобрений, стекла, керамики и продуктов нефтепереработки, фармацевтических препаратов и многого другого.

Научное шоу

Чаще всего химики ищут карьерные перспективы в слишком серьёзных областях. Но при наличии харизмы и творческого начала из скучных формул может получиться настоящее шоу!

Создатель такого проекта Виктор Соколов – по образованию учитель русского языка и литературы, но его привлёк формат яркого химического научного шоу, когда что-то взрывается, бурлит, шипит и дымит. Знаний в области химии и физики у него не было, поэтому к сотрудничеству он пригласил экспертов, которые и разрабатывают опыты для выступлений и телешоу.

Виктор Соколов, создатель шоу «Точка науки»

Химическое образование не очень популярно и не считается модным, зато необычайно востребовано на рынке труда. Производства расширяются и модернизируются, открываются новые направления, где химики раньше не требовались, например, молекулярная кухня или высокотехнологичные продажи. Поэтому, в зависимости от предпочтений соискателя и его желания развиваться и осваивать новые навыки, он может получить совершенно непредсказуемую профессию, зарплату, которая для него приемлема, и работу, которая доставляет удовольствие.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Подготовка специалистов ведется на кафедре теоретической и прикладной химии . Заведующий кафедрой - доктор химических наук, профессор, академик МАНЭБ и РАИН, заслуженный деятель науки РФ Боголицын К.Г.

Важным фактором экономического развития Архангельской области являются ее природные ресурсы. Традиционно основу экономики региона составляют предприятия химико-лесного комплекса. Кроме того, по перспективам развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплекса область занимает одно из лидирующих мест на Европейском Севере. Наиболее предпоч¬тительна не только добыча, но и глубокая переработка сырья. Необходимое условие успешной работы таких предприятий – химико-аналитический контроль производственного процесса. Поэтому потребность региона в специалистах в области химии природных соединений постоянно возрастает.
Решение многих экономически и общественно значимых вопросов возможно только с учетом результатов химического анализа. Неотъемлемая часть системы государственного управления природопользованием – организации, контролирующие состояние окружающей среды. Возросшие требования к вопросам охраны окружающей среды на предприятиях привели к необходимости соз¬дания производственного экологического контроля. Поэтому многочисленные лаборатории предприятий, аналитические центры и целый ряд организаций, осуществляющих мониторинг окружающей среды, остро нуждаются в квалифицированных химиках-аналитиках.
Для удовлетворения потребности региона в специалистах с фундаментальным высшим профессиональным образованием в области химии в АГТУ с 2007 года был начат прием на специальность «» со специализациями «Аналитическая химия » и «Химия природных соединений ». Срок обучения – 5 лет, квалификация – специалист (химик).
Опыт подготовки в АГТУ специалистов-химиков берет отсчет с 1990 года, когда на кафедре физической и коллоидной химии стала проводиться целевая интенсивная под¬готовка (ЦИПС) инженеров-исследователей в области физической химии процессов хими¬ческой переработки древесины и промышленной экологии. С 1993 по 2007 г. по специализации «Физико-химия растительных полимеров» специальности «Технология химической переработки древесины» выпущено 96 специалистов. Из них к настоящему времени 20 % защитили диссертации или обучаются в аспирантуре.
Выпускники по специальности «Химия» могут работать :
- в научно-исследовательских институтах и организациях (в Архангельской области 23 организации занимаются научными исследованиями и разработками);
- в организациях, занимающихся вопросами экологии и контролем состояния окружающей среды;
- на крупных промышленных предприятиях, в том числе в целлюлозно-бумажной и нефтегазовой отрасли;
- в аналитических центрах и лабораториях;
- в правоохранительных органах (криминалистические лаборатории).
Важное преимущество наших студентов-химиков – возможность практически познакомиться с целым рядом современных методов химического анализа, так как приборное оснащение лабораторий кафедры – одно из лучших на Северо-западе России. Все студенты занимаются научно-исследовательской работой, участвуют в научных конференциях.
В 2001 году заключен договор о сотрудничестве с кафедрой аналитической химии МГУ им. М.В.Ломоносова и образована Межуниверситетская кафедра МГУ-АГТУ-ПГУ. В рамках деятельности межуниверситетской кафедры в АГТУ читаются лекции профессорами МГУ, проводится совместная научно-исследовательская работа, научные стажировки преподавателей, аспирантов и студентов.
Для студентов старших курсов возможны стажировки и прохождение практики в университетах и институтах Европы, таких как Ягеллонский университет (г. Краков, Польша), Университет прикладных исследований (г. Эмден, Германия), Университет г.Оулу, (Финляндия), Политехнический институт (г. Нарвик, Норвегия). Начиная с 2001 г. ежегодно направляются студенты IV–V курсов на годичное обучение в Технический университет г. Лулео (Швеция).

Профессиограмма

Сведения о профессии

Слово «Химия» впервые встречается в 336 году в книге римского астронома Юлия Матерна Фирмика. Наиболее вероятной версией происхождения этого слова является та, которая связывает слово «химия» с древним названием Египта – Kham. Египетские жрецы умели выплавлять и проверять на чистоту такие металлы, как золото, серебро, свинец, готовить из них сплавы, знали рецепты приготовления лекарств, красителей, косметических препаратов.
За 3 тысячи лет до н.э. люди научились выплавлять из руд медь и делать ее сплав с оловом – бронзу, и это ознаменовало переход человека из каменного в бронзовый век. Около 1500 лет до н.э. человечество открыло секрет выплавки железа и перешло в железный век. Постепенно люди научились обжигать керамику, окрашивать ткани, дубить кожи, варить пиво и сбраживать виноградный сок. В последующее время, вплоть до XVII века химия развивалась как тайная наука, главной целью которой стало превращение неблагородных металлов в золото с помощью магического философского камня.
Основоположником химии как науки можно считать английского химика Роберта Бойля. Его именем назван газовый закон – закон Бойля-Мариотта. Великий русский ученый М.В. Ломоносов стоял у истоков корпускулярной (атомистической) химии.
В начале XIX века химия стала самостоятельной наукой. Тогда же химия разделилась на неорганическую и органическую. Как самостоятельная дисциплина сложилась аналитическая химия.
За этой наукой, без преувеличения, будущие открытия и достижения человечества.

Доминирующие виды деятельности:

Химический анализ и исследование состава вещества, продукта, полупродукта (промежуточного соединения), сырья реакционной смеси;
- изучение свойств различных веществ;
- исследование закономерностей протекания химических процессов,
- создание и разработка новых перспективных материалов и химических технологий
- прогнозирование использования веществ в народном хозяйстве;
- химический синтез (получение определенного продукта, обладающего заданным химическим составом и строением);
- получение, производство различных веществ в промышленных масштабах;
- разработка способов и подбор условий синтеза (температуры, давления, последовательности, количественного соотношения компонентов);
- химические исследования: анализ и синтез новых продуктов, испытание их свойств;
- создание технологических проектов (описание характеристик исходных веществ, типа, числа, габаритов, мощности и последовательности включения аппаратов технологической цепочки; определение материальных и энергетических расходов; контроль за количеством и качеством отходов, способом их хранения и утилизации);
- наблюдение, управление химическим процессом (теплообмен и теплопроводность, диспергирование (измельчение), сепарация (разделение) – фильтрование, дистилляция и т.п.);
- решение фундаментальных и прикладных задач в области химии и химической технологии.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (профессионально-важные качества):

Способности:

Технические способности;
- математические способности;
- высокий уровень концентрации и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени удерживать внимание на одном предмете или виде деятельности);
- способность воспринимать большое количество информации;
- умение анализировать и систематизировать большое количество информации;
- способность заниматься длительное время кропотливой работой;
- высокая помехоустойчивость;
- умение воспринимать и различать широкий спектр цветов и их оттенков;
- хорошая память на символы и знаки;
- способность принимать и внедрять новое на практике;
- тонкая ручная моторика;
- хорошее обоняние.

Личностные качества, интересы и склонности:

Организованность
- четкость, собранность;
- аккуратность;
- упорство;
- самоконтроль;
- терпеливость;
- любознательность;
- усидчивость.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

Отсутствие аналитических способностей;
- отсутствие технических способностей;
- неаккуратность;
- неряшливость;
- рассеянность, невнимательность;
- неорганизованность;
- безынициативность;
- безответственность;
- отсутствие склонности к исследовательской деятельности;
- низкое развитие моторных навыков;
- дальтонизм.

Области применения профессиональных знаний:

Отраслевые и академические научно-исследовательские институты;
- химические предприятия и комбинаты;
- образовательные учреждения (школы, техникумы, институты, университеты);
- предприятия целлюлозно-бумажной промышленности.
- горно-обогатительные комбинаты;
- медицинские учреждения (фармацевтическая промышленность);
- центральные заводские лаборатории и контрольные станции;
- предприятия пищевой промышленности.

Классификационная карточка профессии

Наименование профессии - инженер-химик
Доминирующий способ мышления - Адаптация – координация : Такие люди могут согласовывать цели и решения различных многочисленных задач одновременно, стремятся к развитию и инновациям. Профессии, которые подходят людям с этим способом мышления, требуют оценки и решения нескольких задач одновременно, согласования противоречивых целей.
Область базовых знаний №1 и их уровень - Естественные науки (химия, физика, биология), уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний №2 и их уровень - Естественные науки (химия, физика, биология), уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область -
Межличностное взаимодействие - частое по типу «рядом» : Человек стремится находиться рядом с другими людьми при решении профессиональных задач. Здесь предпочтение отдается таким профессиональным ситуациям, где люди обмениваются разнообразной информацией, но работу выполняют независимо друг от друга. Такой человек сохраняет некоторую самостоятельность в работе, при том, что работает не в одиночку.
Доминирующий интерес исследовательский (интеллектуальный) тип : сообразителен и наблюдателен, независим и оригинален, обладает нестандартным мышлением и творческим подходом к делу. Развиты умственные способности. Выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению. Предпочитает научные профессии.
Дополнительный интерес реалистический (практический) тип : любит заниматься конкретными вещами и их использованием. Он ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим ручных умений, ловкости. Занимается конкретными объектами и их практическим использованием. Хорошо развито практическое мышление.
Условия работы - в помещении, мобильный

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Химия - профильный предмет, по выбору вуза
  • Физика - по выбору вуза
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - по выбору вуза

А также возможны экзаменационные испытания по биологии и иностранному языку (на усмотрение вуза).

Описание специальности

Бакалавр данного направления готовится к производственно-технологической, педагогической и организационно-управленческой деятельности.

Студенты занимаются научно-исследовательской деятельностью, участвуют в конференциях. Дополнительно они проходят производственную и учебную практику в лабораториях на пищевых, химических, фармацевтических, целлюлозно-бумажных производствах, а также в правоохранительных органах и в научно-исследовательских институтах.

Студенты имеют возможность познакомиться с новейшими методами химического анализа и применить их на практике, если лаборатория учебного заведения оборудована передовыми технологиями, если же нет, то практика может проходить за стенами родного вуза.

В первую очередь предполагается, что поступающий будет заинтересован в исследовательской деятельности в области естественных наук: химии, биологии, физики. Для этого требуются определенные личные качества: независимость, оригинальность, способность работать как в команде, так и одному, наблюдательность, упорство, самоконтроль и творческий подход.

Что касается педагогической деятельности, то учащиеся самостоятельно подготавливают учебный материал, проводят лекции, семинары и практические занятия. Одним словом, готовятся, чтобы стать квалифицированными преподавателями. Получив степень бакалавра, можно продолжить обучение в .

Основные предметы при обучении на специальности

Специальность "Химия" предполагает углубленное изучение базовых предметов: математики, физики, химии, информатики. Студенты уделяют много внимания химическим дисциплинам, таким как органическая, аналитическая, физическая и неорганическая химия.

А также узконаправленным предметам:

  • методике химического эксперимента,
  • химическим основам биологических процессов,
  • информатике,
  • принципам моделирования технологических процессов.

Срок обучения на очном отделении — 4 года.

Навыки и умения, приобретаемые в ходе подготовки

Студенты должны уметь:

  • проводить химические эксперименты, анализировать, обрабатывать и систематизировать данные, полученные в ходе работы;
  • разрабатывать и создавать новые материалы и продукты;
  • исследовать биологические и фармацевтические препараты;
  • проводить анализ различных веществ: кислот, нефти, нефтепродуктов и т.д.;
  • вести педагогическую и научно-исследовательская деятельность.

Выпускники разовьют технические и математическими способности, смогут воспринимать и анализировать большое количество информации. По окончании обучения выработаются следующие профессиональные качества: высокий уровень концентрации, помехоустойчивость, способность воспринимать и различать широкий спектр цветовой гаммы, хорошее обоняние.

Кем работать

Наиболее распространенными профессиями для студентов, окончивших специальность "Химия" являются:

  • лаборант химического анализа,
  • агрохимик,
  • химик экспертно-криминалистической лаборатории,
  • геохимик,
  • фармацевт,
  • биохимик,
  • химик.

Степень бакалавра дает возможность реализовать себя в различных областях: фармацевтической, косметической и пищевой промышленности.

Химики следят за качеством получаемой продукции, участвуют в ее сертификации.

Где может работать будущий химик?

  1. В научно-исследовательских институтах и организациях;
  2. В организациях, которые занимаются вопросами экологии и следят за состоянием окружающей среды;
  3. На крупных промышленных предприятиях;
  4. В аналитических центрах и лабораториях;
  5. В правоохранительных органах.

«Химия» - специальность высшего образования, квалификация - академический и прикладной бакалавр (040301). Обзор специальности: экзамены, сроки обучения, изучаемые предметы, где и кем работать, отзывы и подходящие вузы.

Новое на сайте

>

Самое популярное