Домой Пауки Бог виноделия бахус. Вакх греческая мифология

Бог виноделия бахус. Вакх греческая мифология

Виноград для жителей Древней Греции являлся символом изобилия растительной силы. Бог Вина у Греков и Римлян имеет одинаковые характеристики и истории. Еще в древности люди заметили, что забродивший виноградный сок обладает веселить человека. Именно виноград был основным символом этих богов.

Греческий бог вина Дионис

В мифах Дионис описывается не только как бог виноделия, но и радости, и братского сближения людей. Он обладал силами усмирять диких духов леса и животных, а еще он помогает людям побороть собственные страдания и дарит вдохновение. При этом важно учитывать, что экстаз может привести к помутнению рассудка. Бог вина Дионисий был младшим из олимпийцев, а отличался он от других тем, что его мать была смертной женщиной. Его символическими растениями считалась виноградная лоза, ель, плющ и инжир. Среди животных можно выделить быка, козла, оленя, пантеру, льва, леопарда, тигра, дельфина и змею. Изображали Диониса в образе ребенка или юноши, который завернут в звериную шкуру. На голове у него венок из плюща или винограда. В руках тирс – жезл, наконечник которого представлен еловой шишкой, а по всей длине его украшает лоза плюща или винограда.

Спутницами древнегреческого бога вина были жрицы, называемые менадами. Всего их существовало примерно 300 человек, и они формировали определенное войско Диониса. Их копья были замаскированы под тирсы. Известны они тем, что растерзали Орфея. Есть еще одно название менадам – фиады, а известны они тем, что участвовали в оргиях посвященных Дионису.

Бог вина Бахус

В мифологии Древнего Рима этот бог является покровителем виноградников, вина и виноделия. Бахус изначально был богом плодородия. Его жена – Либера, дающая помощь виноградарям и виноделам. У этих богов есть свой праздник, называемый либералии. Отмечали его 17 марта. Римляне приносили Бахусу подаяния, а также устраивали театральные представления, шествия и большие пиры. поклонения часто сопровождались безумными оргиями. Люди сначала разрывали куски сырого мяса, а после ели его, что символизировало Бахуса.

Внешность римского божества практически идентична Дионису. Бахуса также представляли юношей с венком на голове и жезлом. Есть также изображения, где он находится в колеснице, запряженной пантерами и леопардами. Еще с детства Бахус был воспитанником Силена – получеловека, который занимался образованием бога, а также сопровождал его в путешествиях.

Вакх или Бахус, в мифологии называемый иногда греками Дионисом, а римлянами Либером, был первоначально фракийский или фригийский бог, культ которого был греками перенят очень рано. Вакх, по одним преданиям, считается сыном дочери фиванского царя, Семелы, и Зевса. По другим сказаниям, Вакха считают сыном Зевса и Деметры или Персефоны, в услужении у которой он появляется в элевсинских мистериях. Вследствие распространенного в Греции виноделия культ Вакха укоренился довольно прочно, особенно между сельским населением.

Проказник Вакх, 1622, Рени Гвидо

Вакх, 1596, Караваджо

По предположению некоторых историков, Вакх изначально был греческим богом, в мифы о котором и в обряды почитания вкрались с течением времени чужеземные элементы, преимущественно фригийской и фракийской религии. Это бог небесной и земной влаги и обуславливаемой ею и солнечным теплом живой силы природы, а также – бог вина и его возбуждающего действия на человека. Большинство народных празднеств, посвященных ему, непосредственно связаны с занятиями по виноделию и виноградарству. Так, например, потребление нового, свежего вина после окончания сбора винограда и его выжимки, сопровождалось в Аттике особым празднеством – Дионисиями; начало разливки уже выбродившего вина имело в Афинах свое празднество – Антестерия, праздник цветов.


Молодость Вакха, 1884, Вильям-Адольф Бугеро

Все мифы и рассказы о том, как Вакх посещал Энея в Этолии и Икара в Аттике, подарил им винную лозу и научил виноделию, странствовал, в сопровождении сатиров, силенов, менад и вакханок, по всем странам, занимающимся виноделием, – все это вытекает из значения Вакха, как бога вина и веселья. Ночные празднества в честь Вакха совершались во многих местах Греции. На Кифероне, по преданию, фиванский король Пентей, в наказание за преследование бога, был растерзан женщинами, впавшими в вакхическое неистовство, и между прочим, собственной матерью, принявшей его за какое-то животное.

Это и подобные ему сказания объясняются тем, что действительно некоторые женщины, в исступлении и экстазе (так называемые менады неистовствующие), разрывали в жертву богу живых животных, преимущественно молодых козлят, а в некоторых местностях Вакху приносились даже человеческие жертвы. Чуждое греческой натуре, неистовое чествование Вакха подверглось в Греции полному преобразованию. Оно вскоре получило художественный оттенок и слилось отчасти с культом Аполлона, а фанатические фригийские обряды, в которых немаловажную роль играл фаллос, воспеваемый как символ производительной силы природы, исчезли, приняв постепенно форму комедий.

Сказания о Вакхе приобрели особое распространение после завоевания всего Востока Александром Македонским, когда культ Вакха был перенесен даже в Индию.
В Риме много позже было введено греческое мистическое служение Вакху (так называемые вакханалии), которое здесь приняло вскоре характер крайней распущенности и безнравственности. Произведения искусства более ранние представляют Вакха в виде мужчины уже в зрелом возрасте, величественной осанки, с длинными волосами и бородой, в длинной одежде, с повязкой на голове и чашей или кистью винограда в руке. Более позднее искусство изображало Вакха юношей, мягкого, нежного телосложения, совсем нагого или прикрытого оленьей шкурой (небрис) и в охотничьих котурнах. На голове у него повязка и венок, в руке тирс.

Тот факт, что бог Вакх-Бахус – это ещё одно отражение Андроника-Христа, нам уже известен, поскольку, согласно мифологии, Вакх и Дионис – лишь два разных имени одного и того же бога. Тем не менее, мы проанализировали многочисленные сказания о Вакхе. Оказалось, в них есть много такого, что усиливает обнаруженное нами соответствие с Иисусом.

Вот что говорит Энциклопедия Брокгауза и Ефрона: «Вакх или Бахус. – ВАКХ, НАЗЫВАЕМЫЙ ИНОГДА ГРЕКАМИ ДИОНИСОМ, а римлянами Либером, был первоначально фракийский или фригийский бог… Вследствие распространённого в Греции виноделия этот культ укоренился прочно, особенно между сельским населением. По предположению некоторых исследователей. Вакх – бог греческий, в мифы о котором и в обряды почитания вкрались с течением времени чужеземные элементы, преимущественно фригийской и фракийской религии» , «Вакх».

Итак, в «античной» традиции культ Бахуса связывается в первую очередь с виноделием, распространением употребления вина. Всё правильно. Согласно нашим результатам, именно император Андроник-Христос изобрёл водку, после чего употребление водки и вина вошло в обычай многих народов. См. нашу книгу «Царь Славян».

Но сначала обратимся к младенчеству и юности Бахуса-Диониса. Мы уже видели, что легенды о рождении Диониса достаточно чётко указывают на кесарево сечение, благодаря которому он появился на свет. Ясное дело, что тот же мотив должен звучать и в рассказах о рождении Бахуса. Так что вроде бы мы ничего нового тут мы не узнаем. Однако, как выясняется, мифографы сохранили здесь интересные для нас детали, на которых стоит остановиться. Мы цитируем.

«Семела стала возлюбленной Юпитера (Зевса – Авт.) и матерью Бахуса. Но Юнона (Гера – Авт.) узнала о страсти царя богов и задумала отомстить Семеле до рождения ребёнка. Беспощадная богиня… явилась к Семеле… и коварно посоветовала девушке, чтобы та добилась от Зевса обещания предстать перед ней во всём божественном обличии… Обманутая этими речами, Семела попросила Зевса исполнить любую её просьбу, и владыка мира поклялся Стиксом, что исполнит её желание… Сверкая молниями и потрясая ударами грома, Юпитер предстал перед Семелой… Огонь испепелил дочь Кадма, и Юпитер едва успел спасти не родившегося ещё ребёнка, которого зашил себе в бедро и доносил до дня его рождения. Этот ребёнок – Дионис, которого римляне называют Бахусом или Либером и который родился во второй раз…

Достав из сгоревшего чрева Семелы сформировавшегося только наполовину Бахуса, он зашил его себе в бедро и стал ждать лунного цикла созревания. Вскоре округлость бедра смягчилась под родовыми схватками. Сын Сатурна распустил швы и извлёк ребёнка на свет… голова ребёнка была украшена цветами, и были видны маленькие бычьи рожки. Меркурий… поднялся высоко в небеса с ребёнком на руках и дал ему имя Диониса… Ещё он получил имя Эрафриота, «зашитого бога», потому что он был зашит в бедре своего собственного отца» , с. 487 – 489.

Напомним, что практически тот же рассказ о кесаревом сечении дошёл до нас в иудейских раввинских текстах, рассказывающих, как Иешуа (Иисус Христос) разрезал себе бедро, зашил туда «пергамент с тайными письменами», а потом извлёк его на свет. См. подробности в книге «Царь Славян». Иудейская традиция негативно относилась к Иисусу, весьма скептически описывала Непорочное Зачатье и объявляла Христа незаконнорождённым .

Любопытно, что такая же скептическая точка зрения присутствует и в некоторых «древне»-греческих сказаниях, относящихся к Бахусу-Дионису. Отсюда следует, что эти «античнейшие» сказания о Христе были созданы в недрах царского христианства ХIII – XIV веков, дошедшего до нашего времени, в частности, в форме иудейской традиции. Приведём яркий пример.

«Необычайное рождение Бахуса вдохновило Лукиана на создание одного из комических диалогов двух богов.

Н е п т у н. Может, навестим Юпитера, Меркурий?

М е р к у р и й. Нет, Нептун! …Юпитер болен.

Н е п т у н. И чем же он болен? Твои слова меня удивляют.

М е р к у р и й. Я стыжусь от этом говорить.

Н е п т у н. Не смущайся меня, ведь я твой дядя.

М е р к у р и й. Ну, хорошо! Нептун, он недавно разродился.

Н е п т у н. Родить? Он! Не может быть! Он скрыл от нас, что он двуполый! Но его живот, он ведь не увеличился.

М е р к у р и й. Ты прав, он совсем не там носил своего ребёнка.

Н е п т у н. Я понимаю, у него плодовитая голова!

М е р к у р и й. Вовсе нет, он носил дитя Семелы в своём бедре… Семела погибла в огне. Тогда он приказал мне ВСПОРОТЬ ЖИВОТ ЭТОЙ ЖЕНЩИНЫ И ДОСТАТЬ СЕМИМЕСЯЧНЫЙ ЭМБРИОН. Я послушался, он вскрыл бедро и вложил в него ребёнка, чтобы тот родился в положенный срок. Ребёнок увидел мир три месяца спустя… Я отнёс его к нисейским нимфам на воспитание (рис. 2.108 – Авт.). А имя ему дали Дионис» , с. 490 – 491.

Рис. 2108. Меркурий, отдающий новорождённого Бахуса нимфе. Старинный рисунок. Взято из , с. 493, илл. 530.

Здесь абсолютно чётко описано кесарево сечение при рождении Иисуса: женщине Семеле, то есть Деве Марии, вспороли живот. Врач, делавший это, назван здесь Меркурием.

Обратите также внимание на реплику Нептуна, что у Зевса – «плодовитая голова». Поэтому Нептун сначала и предположил, что Зевс выносил ребёнка в голове. Здесь мы сталкиваемся с отголоском ещё одной версии того же самого сказания, согласно которому Зевс действительно поместил ребёнка в свою голову, а когда наступил момент родов, «голову раскололи» и оттуда появилась богиня Афина Партенос. См. подробности в нашей книге «Царь Славян», гл. 2:52.

В то же время, рассказ Лукиана откровенно скептичен. Автор старается представить весь сюжет в комическом ключе. Как мы уже сказали, это вполне вписывается в позднейшую иудейскую версию.

Кстати, рассказы о «дважды рождённом» Бахусе-Дионисе могли появиться как отражение Воскресения Христа. Иисус родился, потом умер, а затем воскрес, то есть «родился во второй раз».

«После сверхъестественных родов Меркурий уносит ребёнка, ПОДОБНОГО ЛУНЕ, С КРАСИВЫМИ РОГАМИ, который ни разу не заплакал… Маленький бог смотрел в небо, НАБЛЮДАЛ ЗА ЗВЁЗДАМИ своей родины и улыбался» , с. 491. Вероятно, здесь звучит мотив полумесяца (красивые рога) со звездой. Это был символ Царь-Града, где правил Андроник-Христос. Полумесяц и звезда, по-видимому, символизировали Вифлеемскую звезду и солнечное затмение, связываемое с распятием Христа. На рис. 2.109 видна колыбель, где лежит Бахус. Как мы показали в книге «Христос родился в Крыму», эта Золотая Колыбель Иисуса породила потом легенды о Чаше Святого Грааля.

Рис. 2.109. Колыбель Бахуса. «Античная» терракота. Взято из , с. 498, илл. 537.

Согласно Евангелиям, вскоре после рождения Христа, Святое Семейство подвергается смертельной опасности со стороны злобного царя Ирода, стремящегося убить Иисуса (Царя Иудейского) как своего конкурента по престолу. Естественно ожидать, что этот сюжет всплывёт и в истории юного Бахуса. Это действительно так. Причём здесь царь Ирод описан как «злобная Гера (Юнона)», всеми силами стремящаяся погубить младенца Бахуса. Между прочим, может быть, имя «Гера» появилось в данном эпизоде как искажение имени ИРОД или HEROD в западно-европейском произношении. Мы цитируем.

Нимфы воспитывали Бахуса и любили его. «Но вскоре жена Юпитера (Гера = Юнона – Авт.) узнала о божественном младенце, разгневалась и высекла их кнутом. Разъярённые нимфы преследовали путешественников, перерезали им горло. Они испускали дикие крики, а глаза вылазили из орбит. Они в ярости метались из стороны в сторону… Не владея собой, ОНИ РАСТЕРЗАЛИ БЫ ЮНОГО БАХУСА, если бы Меркурий не отнёс его в дом Ино, которая недавно сама родила (рис. 2.110 – Авт.)… Ино повиновалась и окружила Бахуса заботой, и кормила грудью и его, и своего сына… От сына Юпитера исходил необычайный свет; самые тёмные уголки замка озарялись, а блеск невидимого Бахуса рассеивал сгустившиеся тени…

Рис. 2.110. Меркурий приносит Бахуса к Ино. «Античный» барельеф. Взято из , с. 494, илл. 531.

Но сотни засовов и охрана Мистис не смогли скрыть Бахуса от проницательного взгляда Юноны. Она поклялась Стиксом наслать несчастья на дом Ино; и, без сомнения, погубила бы сына Юпитера, если бы Меркурий не перенёс его в лес Кибелы. Тогда Юнона бросилась туда, но Меркурий опередил её и отдал ребёнка Кибеле (рис. 2.111 – Авт:)» , с. 492 – 493.

Рис. 2.111. Кибела принимает Бахуса. Барельеф. Лувр. Взято из , с. 497, илл. 536.

Как мы теперь начинаем понимать, тут описано бегство Святого Семейства в Египет. Дева Мария и Иосиф спасают младенца Иисуса от козней Ирода.

Пойдём дальше. Согласно Евангелиям, Ирод отдал приказ своим солдатам перебить детей в Вифлееме, дабы уничтожить Иисуса. Приказ был исполнен. Это – известное избиение вифлеемских младенцев. Следует ожидать, что отражение этого события сейчас появится и в жизнеописании юного Бахуса. Действительно, появляется, причём под многозначительным названием «трагедия». Сказано вот что.

«Юнона, разгневанная тем, что не смогли поймать Бахуса, направила свой гнев против тех, кто ему помогал.

Смерти Семелы, матери Бахуса, ей было недостаточно: она задумала уничтожить кормилицу Бахуса Ино, сестру Семелы… Юнона спустилась в ад, чтобы найти Тисифону, одну из фурий и приказала ей наслать на Афаманта и Ино безумие… Афамант, охваченный безумием, носился по дворцу с дикими возгласами… Он погнался за женой, приняв её за разъярённое животное и вырвал из её рук Леарха, своего сына, который, улыбаясь отцу, тянул к нему свои ручонки, и, подбросив его 2 или 3 раза, убил, с силой ударив о стену. Потом он поджёг дворец. Ино, обезумевшая от боли по погибшему сыну… издавала дикие крики, держа маленького сына Меликерта на руках (рис. 2.112 – Авт.), дико выкрикивала: «Эвое, Бахус!», Юнона улыбнулась, услышав имя бога. «Пусть твой Бахус поможет тебе избавиться от охватившего тебя безумства»…

Рис. 2.112. Ино и её сын. Монета Коринфа. Взято из , с. 495, илл. 533.

Ино, которой ярость придала новые силы, взобралась на скалу и бросилась с сыном Меликертом в море, и пенные волны поглотили их…

Как только известие о случившемся с Ино и её мужем распространилось в городе, фиванские женщины побежали на морской берег в надежде найти свою царицу. Идя по её следам, они дошли до скалы, с которой бросилась Ино, и, осознав всю трагедию случившегося, стали рвать на себе волосы и одежду, оплакивая горе, постигшее семью Кадма, и проклинать несправедливость Юноны.

Услышав это, Юнона произнесла: «Вы сами станете примером моей жестокости за то, что упрекали меня». Угроза не заставила себя ждать. Приближённая Ино, готовая прыгнуть со скалы в море, стала неподвижной и окаменела. У другой девушки отнялись руки, а у третьей, рвавшей на себе волосы, окаменели руки и волосы. Многие девушки из свиты Ино превратились в птиц, и с тех пор кружат над местом трагедии» , с. 495 – 496.

Здесь в преломлённом виде описано избиение Иродом (богиней Герой) Вифлеемских младенцев. Погибла Ино, оба её маленьких сына, много девушек из свиты Ино. Трагедия сопровождалась воплями, люди метались от ужаса, но спастись не удалось. Именно так обычно изображалось избиение младенцев Вифлеема в христианской живописи. Солдаты Ирода безжалостно убивают детей, вокруг мечутся жёны и мужья, звучат крики и плач.

По Евангелиям, юный Христос спасается из Иудеи в Египет, где проводит значительное время. Там его воспитывают, и лишь по прошествии длительного времени он вновь появляется в Иудее. Согласно нашим результатам, библейский Египет – это Русь-Орда. Андроник-Христос действительно много лет провёл на Руси, где был известен и правил как великий князь Андрей Боголюбский. Затем он отправился в Царь-Град (Иудею). Следовательно, эти события должны отразиться в «биографии» Бахуса. И действительно, сообщается, что после бегства от разгневанной Геры-Юноны, Бахус оказывается у Кибелы, где начинается его воспитание, длящееся довольно долго. «Античный» миф сообщает многочисленные подробности из этого периода жизни Бахуса-Диониса , с. 497 – 501. Например, Бахус много ездит по Востоку, посещает ЕГИПЕТ, «в Сирии сражается против дамасков, которые сопротивляются введению культа винограда» , с. 501. Мы уже знаем, что Сирия отождествляется с Русью, а Дамаск – с Московией, Мосохом. Выходит, как нам сообщают, что московиты сопротивлялись внедрению виноградного культа.

Мы не будем пока останавливаться подробнее на деталях этого периода жизни Бахуса.

Далее греческие сказания много говорят о военных походах Бахуса, во время которых он распространял культ винограда. Как справедливо отмечает Рене Менар, «героическая легенда Бахуса похожа на обычную посадку винограда и рассказ о том, какое опьяняющее воздействие оказывает вино. Страх перед такими воздействиями объясняет сопротивление, которое встречает бог повсюду, где пытается распространить свой культ» , с. 501. Как мы уже отмечали, московиты, оказывается, упорно выступали против введения «винной практики». Мы опустим детали этих событий, поскольку они лежат в стороне от главной темы настоящей книги.

Во время войны с титанами Бахус был убит врагами богов. Его тело изрубили на куски. Однако он воскрес: богиня Церера вернула ему жизнь. Бахус спускался в Аид, откуда вывел свою мать Семелу. «На этрусском зеркале Бахус склоняет голову на грудь Семелы, которую он вывел из ада» , с. 519. см. рис. 2.113.

Рис. 2.113. Бахус и Семела (справа). Этрусское зеркало. Взято из , с. 520, илл. 565.

Как мы уже неоднократно говорили, всё это – отражения соответствующих эпизодов из жизнеописания Андроника-Христа, На рис. 2.114 показан древний идол Бахуса.

Рис. 2.114. Древний идол Бахуса. Рисунок на вазе. Неаполитанский музей. Взято из , с. 6, илл. 1.

Очень интересно, что здесь мы вновь наталкиваемся на отождествление Бахуса с Гераклом, то есть с Христом. Оказывается, «В «Лягушках» Аристофана Бахус решает спуститься в царство теней, но, опасаясь Кербера и других чудовищ… ОН НАРЯЖАЕТСЯ ГЕРАКЛОМ, чтобы напугать их» , с. 91. Аристофан преподносит этот факт в комическом ключе, поскольку он, как поздний автор XVI – XVII веков уже забыл суть дела.

На вопрос Что это за древнеримский бог? Torsetto di Dioniso (Bacco).В чем он помогал людям? заданный автором Александр Бурбела лучший ответ это Дионис (рим. - Вакх, Бахус) - сын Зевса и смертной женщины Семелы, бог растительности, вина и виноделия.

Празднества в честь Диониса послужили началом театральных представлений. Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма "В" еще в XIV в. до н. э. , распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к VIII-VII вв. до н. э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии.
В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа. Дионис снимает с людей груз земных забот, бытовых обязанностей, умеряет горе, и за это они чтят бога, устраивают праздники в его честь: Великие или городские Дионисии, Леней, Малые или сельские Дионисии. На этих празднествах происходили торжественные-шествия одетых в козлиные шкуры людей, пелись гимны-дифирамбы Дионису.
Из этих дифирамбов родились впоследствии греческая трагедия (буквально «песнь о козле») и другие театральные представления в Афинах. Дионис был очень популярен в этом городе, его постоянно сравнивали с Аполлоном и воздавали почести наряду с ним. Во времена праздников не взыскивали долги, отпускали на поруки узников, никого не арестовывали, чтобы все могли в равной мере отпраздновать рождение славного бога Диониса.
В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса) .
В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.
h ttp://
ссылка

Ответ от Inik [гуру]
бог виноделия и веселья
дионис (или вакх)


Ответ от Semeli [гуру]
Если более точно, то Бахус - древнеримское название Диониса. Бог виноделия, веселья, "пития"))


Ответ от Анастасия Атаманчук [гуру]

информации указанной ниже))
Дионис бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма "В" еще в XIV в. до н. э. , распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к VIII-VII вв. до н. э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.
Существуют мифы о разных древних воплощениях Диониса, как бы подготавливающие его приход. Известны архаические ипостаси Диониса: Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Дионис - сын Зевса и Деметры (Diod. III 62, 2 - 28). Согласно основному мифу, Дионис - сын Зевса и дочери фиванcкого царя Кадма Семелы.
По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы не бедре (Неs. Theog. 940-942; Eur. Bacch. 1-9, 88-98, 286-297), а потом отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам (Eur. Bacch. 556-569) или сестре Семелы Ино (Apollod. III 4, 3).
Дионис нашел виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела-Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям. После этого Дионис через Фракию отправился в Индию (Apollod. III 5, 1). Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Диониса похищают морские разбойники - тирренцы (Apollod. III 5, 3). Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Диониса. Они заковали Диониса в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Диониса; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Дионис явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов (Hymn. Ноm. VII). В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Диониса. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий ("плющ", "плющевой"), "виноградная гроздь" и т. д. (Eur. Bacch. 105, 534, 566, 608). Зооморфное прошлое Диониса отражено в его оборотничестве и представлениях о Дионисе-быке (618 920-923) и Дионисе-козле. Символом Диониса как бога плодоносящих сил земля был фаллос.

Дионис - бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия
Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма "В" еще в XIV в. до н.э., распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к VIII-VII вв. до н.э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии.

В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.
Примечание: авторы и названия картин всплывают, если на них навести курсор.


Франция. Изобразительное искусство 1 в. до н. э. — 17 в. Ф. Жирардон. «Апполон и нимфы» (декоративная группа в гроте парка в Версале), Мрамор. 1662—72.

Существуют мифы о разных древних воплощениях Диониса, как бы подготавливающие его приход. Известны архаические ипостаси Диониса: Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Дионис - сын Зевса и Деметры (Diod. III 62, 2 - 28). Согласно основному мифу, Дионис - сын Зевса и дочери фиванcкого царя Кадма Семелы.

По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы не бедре (Неs. Theog. 940-942; Eur. Bacch. 1-9, 88-98, 286-297), а потом отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам (Eur. Bacch. 556-569) или сестре Семелы Ино (Apollod. III 4, 3).
Родившийся через три месяца мальчик и был богом Дионисом, который, достигнув зрелости, разыскал мать в подземном царстве, после чего Семела была перенесена на Олимп. Завистливые сестры Семелы истолковали её смерть как наказание, посланное Зевсом за то, что она отдавалась смертному. Впоследствии Зевс отомстил сестрам Семелы, наслав всякого рода бедствия на их сыновей.
Имя Семела фригийского происхождения, оно значит «земля»; вероятно, Семела была фригийско-фракийским божеством земли. Миф же о рождении Диониса от Зевса должен был обеспечить введение в олимпийский пантеон бога, первоначально к нему не принадлежавшего.

Дионис нашел виноградную лозу и научил людей делать вино.
Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела-Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям.

После этого Дионис через Фракию отправился в Индию (Apollod. III 5, 1). Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Диониса похищают морские разбойники - тирренцы (Apollod. III 5, 3). Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Диониса. Они заковали Диониса в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Диониса; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Дионис явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов (Hymn. Ноm. VII).
В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Диониса. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий ("плющ", "плющевой"), "виноградная гроздь" и т. д. (Eur. Bacch. 105, 534, 566, 608). Зооморфное прошлое Диониса отражено в его оборотничестве и представлениях о Дионисе-быке (618 920-923) и Дионисе-козле. Символом Диониса как бога плодоносящих сил земля был фаллос.

На острове Наксос Дионис встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родил Энопиона, Фоанта и др. (Apollod. epit. I 9). Повсюду, где появляется Дионис, он учреждает свой культ; везде на своем пути обучает людей виноградарству и виноделию.

В шествии Диониса, носившем экстатический характер участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса - Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием.

С воплями "Вакх, Эвое" они славили Диониса - Бромия ("бурного", "шумного"], били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корней деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин (Eur. Bacch. 135-167, 680 - 770).

Дионис славится как Лиэй ("освободитель"), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены (616-626). Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное (Apollod. III 5, 2; Eur. Bacch. 1061 - 1152).
На Ликурга - сына царя эдонов, выступавшего против культа Диониса, бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми (Apollod. III 5, 1)

В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Диониса, в которых участвовали фиады - вакханки из Аттики (Paus. X 4, 3). В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса (Aristot. Rep. Athen. III 3).

Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису (греч. tragodia букв. "песнь о козле" или "песнь козлов", то есть козлоногих сатиров - спутников Диониса), возникла древнегреческая трагедия. В Аттике Дионису были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте - апреле); Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе - феврале); Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре - январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.

В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.

Менады (M a i n a d e z, "безумствующие"), вакханки, бассариды · спутницы Диониса. Следуя фиасами (толпами) за Дионисом, менады, украшенные виноградными листьями, плющом, сокрушают все на своем пути тирсами, также увитыми плющом. Полуобнаженные, в шкурах пятнистого оленя, со спутанными волосами, часто подпоясанные задушенными змеями, они в безумном восторге взывают к Дионису Бромию ("Шумному") или к Дионису Плющевому, восклицая "Вакх, Эвое".

Они растерзывают в лесах и горах диких животных и пьют их кровь, как бы приобщаясь к растерзанному божеству. Тирсами менады выбивают из скал и земли молоко и мед, нередки человеческие жертвы. Они увлекают за собой женщин, приобщая их к служению Дионису.

Источником мифов о менадах является трагедия Еврипида "Вакханки", но уже у Гомера Андромаха, узнавшая о гибели Гектора, названа "менадой с сильно бьющимся сердцем" (Гомер "Илиада", XXII 460 след.).

Вакханалия — так называли римляне оргические и мистические празднества в честь бога Вакха (Диониса), шедшие с Востока и распространившиеся сначала по югу Италии и Этрурии, а ко II в. до н. э. — по всей Италии и в Риме.

Вакханалия проводилась тайно, её посещали только женщины, которые собирались в роще Симилии возле Авентийского холма 16-го и 17-го Марта. Позже на церемонию стали приходить и мужчины, а торжества начали проводиться пять раз в месяц.

Дурная слава этих празднеств, на которых планировалось множество различных преступлений и политических тайных сговоров, которую отчасти распространял Сенат — так называемый, Senatus consultum de Bacchanalibus (надпись на бронзовой табличке, найденной в Калабрии в 1640 г.) — способствовала запрещению Вакханалии на территории всей Италии, кроме отдельных особых случаев, которые должен был одобрить непосредственно Сенат.

Несмотря на тяжёлое наказание, налагаемое на нарушителей данного постановления, Вакханалия не была искоренена, во всяком случае на юге Италии, очень долгое время. Кроме Диониса, Вакх приравнивается к Либеру (а также к Либеру Патеру). Либер («свободный») был богом плодородия, вина и роста, он был женат на Либере. Праздник в его честь назывался Либералия, он праздновался 17 марта, но согласно некоторым мифам, праздник отмечался и 5 марта.

Празднества эти соединялись с диким, исступлённым разгулом самых низших животных страстей и нередко сопровождались насилиями и убийствами. В 186 году сенат принял против них самые строгие меры (Senatusconsultum de Bacchanalibus дошло до нас на бронзовой доске, хранящейся теперь в Вене). Консулы производили розыски по всей Италии, последствием чего было множество казней, ссылок и заточений (Ливий, 29, 8-18). Совершенно искоренить эти безнравственные мистерии, однако, не удалось, а имя их надолго осталось для обозначения шумных попоек, и в этом смысле употребляется и в России.

Источников информации много, в том числе: http://www.greekroman.ru, http://mythology.sgu.ru, http://myfhology.narod.ru, http://ru.wikipedia.org

Новое на сайте

>

Самое популярное