Домой Породы Подготовительный этап. Недостатки произношения отдельных звуков и приемы их постановки Анализ и синтез слогов

Подготовительный этап. Недостатки произношения отдельных звуков и приемы их постановки Анализ и синтез слогов

При обследовании двигательной функции челюстей обращается внимание на движение нижней челюсти вперед, на оттягивание челюсти назад, па смыкание, сжатие челюстей. Эти функции бывают нарушены в основном тогда, когда у ребенка наблюдаются симптомы псевдобульбарной дизартрии. Исследование артикуляции может обнаружить дефекты, имеющие различный характер и сложность.

Обследование произношения звуков

При обследовании произношения логопед выявляет, как произносится проверяемый звук изолированно, в слогах, в словах и как используется он в самостоятельной связной речи.

Обследование звуков проводится по фонетическим группам. Одновременно с выявлением недостатков произношения звуков проверяется их различение, т.е. возможности их восприятия. Методы, при помощи которых устанавливается, как ребенок различает тот или иной из обследуемых звуков, будут описаны дальше.

Выделяются следующие группы звуков:

1) гласные – а, о, у, э, и, ы;

2) согласные (СНОСКА: 1 Выделяются лишь те группы звуков, которые наиболее часто нарушаются. ):

а) свистящие, шипящие, аффрикаты (с, с, з, з, ц, ш, ж, ч, щ) и звуки т, д, которые нередко смешиваются или заменяются в произношении с указанными звуками;

б) сонорные: р, р, л, л и звук j (йот);

в) глухие и звонкие: п–б, т–д, к–г, ф–в, с–з, ш–ж и мягкое их звучание (за исключением звуков ш–ж, которые всегда являются твердыми), фрикативный к, так как он может смешиваться со звуками к и г.

Для того чтобы проверить, как ребенок произносит тот или иной звук, ему предлагается произнести этот звук отраженно, т.е. повторить вслед за обследующим. Так выявляется обычно четкость произнесения гласных звуков. Что касается согласных звуков, то они проверяются путем произнесения прямого и обратного слогов. Произношение мягких фoнeм выявляется вслед за произношением твердых.

Результаты обследования произношения отдельных звуков фиксируются сразу же за произнесением их ребенком с указанием дефекта. Отмечается, произносит ребенок звук правильно или искаженно, отсутствует звук, замещается другим звуком или два звука (близких) произносятся одинаково.

Упражнения целесообразно начинать с йотированных звуков (я, е, ю, ё), затем отрабатывать гласные (а , о, у, э, и, ы).

Упражнение 1

Беззвучно проартикулируйте гласный звук.

А(я) - рот широко открыт, язык лежит спокойно на дне полости рта, касаясь кончиками нижних зубов.

О(ё) - рот полуоткрыт, губы округлены, язык несколько оттянут назад, спинка языка слегка поднята.

У(ю) - губы сильно вытянуты вперед трубочкой, язык оттянут несколько назад, задняя часть спинки языка высоко поднята к небу.

Э(е) - рот полуоткрыт, язык лежит спокойно. Расстояние между зубами равно ширине одного пальца.

Ы - язык отодвинут назад, рот приоткрыт.

И - рот слегка раскрыт, губы несколько растянуты, как в улыбке.

Упражнение 2

Звук произносите шепотом и с присоединением голоса мягко, негромко. Сила голоса должна быть одинаковой от начала до конца звучания. Рот оставляйте в состоянии активной артикуляции на протяжении всего произнесения.

Упражнение 3

Четко артикулируя, произнесите слитно и длительно гласные:

Постепенно ослабляйте звук от громкого до тихого;

Чередуйте интенсивность звука (тихо, громко, тихо).

Обращайте внимание на ровное распределение выдоха.

Упражнение 4


«Раскачав» гласный, «бросайте» вверх без напряжения.

Сочетание гласных звуков

В предлагаемых упражнениях отрабатывается слитность, длительность произнесения, широта звучания нескольких гласных звуков. Два или несколько звуков нужно произносить на одном выдохе, как один длинный звук с активной артикуляцией. Сочетания из двух и более гласных звуков создают условия для оптимальной тренировки голоса.


Упражнение 1

Произносите на плавном выдохе слитно и длительно сочетания из двух, трех, четырех и более гласных звуков. Произнесение звукосочетаний потребует более длительного выдоха, поэтому воздуха нужно брать столько, чтобы не ощущать его нехватки.

Упражнение 2

Сочетания из двух-трех и более гласных повторите два-шесть раз слитно, как будто непрерывно произносите один звук.

2 раза аэаэ аэоаэо

3 раза аэаэаэ аэоаэоаэо

4 раза аэаэаэаэ аэоаэоаэоазо и т.д.

Запишите составленные вами варианты сочетаний и отрабатывайте их.

Упражнение 3

В непрерывной линии звучания всех гласных выделите обозначенный звук большей длительностью, но без нажима, плавно сливая его с последующими.



У о а э и ы у О а э и ы у о А э и ы

у о а Э и ы у о а э И ы у о а э и Ы

а И и И у И ы о И э И и а И о И у И э

Затем, ощущая единую линию звучания, мягко произносите гласные с небольшими паузами, ритмично выдыхайте.

У - О - А - Э - Ы - У

Упражнение 4

Соедините в единую линию звучания сочетания гласных со звуком у.

у у о у у а у у э у у и у у ы у у.

Перейдите на речевой способ произнесения гласных:

уО! уА! уЭ! уИ! уЫ!

Упражнение 5

В сочетаниях из двух-шести гласных выделяйте ударный звук большей громкостью звучания.

Вариант 1: аэ аэоу аэоуыи

аэо аэоуы и др.

Вариант 2: аэоуыи аэоуыи аэоуыи

аэоуыи аэоуыи аэоуыи и др.

Следите за соблюдением правил речевого дыхания и четкой артикуляцией.

Упражнение 6


Повышайте и понижайте высоту голоса при произнесении сочетаний из двух и трех гласных звуков.

Упражнение 7

Произносите ряд гласных звуков со сменой ударения и изменением темпа произнесения.

Выделяйте ударный звук большей громкостью звучания:

а о у ы э и

а о у ы э и

а о у ы э и

Убыстряйте и замедляйте темп произнесения:

а о у ы э и

а о у ы э и

1. Отсутствие звука обусловлено несформированностью правильного артикуляционного уклада. Ребенок не может произнести звук изолированно и, соответственно, пропускает его в употребляемых языковых единицах (слогах; словах, предложениях и т.д). Например, абота (работа), одка (лодка).

2. Искажение звука, т.е, звук не исключается из слова, а получает собственное, аномальное звучание, не характерное для фонетической системы родного языка. Например: С – межзубный, носовой, боковой; Л – межзубный, двугубный, горловой, носовой, боковой. Причиной искаженного произношения звуков, как и их отсутствия, является недостаточная сформированность или нарушение артикуляционной моторики. Подобные дефекты являются фонетическими или моторными.

З. Замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе родного языка. Например, лыба (рыба), дада (дядя).

Замена одного звука другим объясняется недостаточной сформированностью как артикуляционной моторики (в результате чего с правильной артикуляцией данного звука ребенок не справляется), так и несовершенством фонематического слуха (в результате чего данный звук заменяется другим, отличающимся по артикуляционным или акустическим признакам). Поэтому замены по структуре являются фонетико-фонематическими нарушениями.

Большинство авторов (Ф.А.Рау, М.Е.Хватцев, О.В.Правдина и др.) рассматривают смещение как уровень неправильного произношения который характеризуется тем, что ребенок может правильно произносить звук изолированно, в слогах, словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другими, арт или акустически близкими звуками. Другие авторы считают смешение формой нарушения звукопроизношения, имеющей фонематический (фонологический) характер (Р.Е. Левина, В.И. Селиверстов и др.). Достаточно обоснованной является и такая точка зрения, согласно которой при рассмотрении смещения необходимо учитывать, на какой стадии работы с ребенком логопед обнаружил данное явление. Если смещение выявлено в ходе первичного обследования, то оно может быть рассмотрено как форма нарушения звукопроизношения. С логопедическим заключением фонематическое недоразвитие. В случае когда смещение начинает проявляться в конце этапа автоматизации звука, данное явление следует рассматривать как З-й уровень неправильного звукопроизношения.

В логопедии выделены З уровня неправильного звукопроизношения (О.В. Правдина) :

1-й уровень: полное неумение произнести звук или всю группу звуков;

2-й уровень: неправильное произношение звуков в речевом потоке при наличии умения правильно произносить их изолированно или в отдельных словах;

З-й уровень: недостаточное дифференцирование – смешение двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить их изолированно.


По группам нарушенных звуков (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, каппацизм, йотацизм, дефекты озвончения и твердости)

При раскрытии лингвистической характеристики недостатков звукопроизношения нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы:

– фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом – от названия греческой буквы сигма обозначающей звук С а фонетико-фонематические нарушения в этих группах (например, замены шипящих звуков свистящими и др.) – парасигматизмом;

– фонетические нарушения звуков Л и Л называются ламбдацизмом, а фонетико-фонематические – параламбдацизмом (от названия греческой буквы ламб да обозначающей звук Л

– фонетические нарушения звуков Р и Р называются ротацизмом, а фонематические –. Параротацизмом

– фонетические нарушения звука Й называются йотацизмом, а фонетико-фонематические – парайотацизмом (от названия греческой буквы йота обозначающей звук Й

– фонетические нарушения заднеязычных звуков называются каппацизмом, гаммацизмом, хитизмом, а фонетико-фонематические – паракаппацизмом, парагаммацизмом, парахитизмом.

Нарушения групп звонких и мягких согласных звуков специальных терминов не имеют. Их называют дефектами:

· озвончения и оглушения;

· смягчения и твердости согласных звуков.

Значительно реже наблюдается неправильное произношение других звуков. Каждый вид имеет несколько разновидностей (например, сигматизм может быть межзубным, боковым, носовым и др.; парасигматизм – призубным, шипящим и др.) Для дефектов озвончения и смягчения согласных характерны только паралалии, т. е. замены звонких парными глухими, или наоборот, и мягких согласных их парными твердыми, или наоборот.

Упражнения целесообразно начинать с йотированных звуков (я, е, ю, ё), затем отрабатывать гласные (а , о, у, э, и, ы).

Упражнение 1

Беззвучно проартикулируйте гласный звук.

А(я) - рот широко открыт, язык лежит спокойно на дне полости рта, касаясь кончиками нижних зубов.

О(ё) - рот полуоткрыт, губы округлены, язык несколько оттянут назад, спинка языка слегка поднята.

У(ю) - губы сильно вытянуты вперед трубочкой, язык оттянут несколько назад, задняя часть спинки языка высоко поднята к небу.

Э(е) - рот полуоткрыт, язык лежит спокойно. Расстояние между зубами равно ширине одного пальца.

Ы - язык отодвинут назад, рот приоткрыт.

И - рот слегка раскрыт, губы несколько растянуты, как в улыбке.

Упражнение 2

Звук произносите шепотом и с присоединением голоса мягко, негромко. Сила голоса должна быть одинаковой от начала до конца звучания. Рот оставляйте в состоянии активной артикуляции на протяжении всего произнесения.

Упражнение 3

Четко артикулируя, произнесите слитно и длительно гласные:

Постепенно ослабляйте звук от громкого до тихого;

Чередуйте интенсивность звука (тихо, громко, тихо).

Обращайте внимание на ровное распределение выдоха.

Упражнение 4


«Раскачав» гласный, «бросайте» вверх без напряжения.

Сочетание гласных звуков

В предлагаемых упражнениях отрабатывается слитность, длительность произнесения, широта звучания нескольких гласных звуков. Два или несколько звуков нужно произносить на одном выдохе, как один длинный звук с активной артикуляцией. Сочетания из двух и более гласных звуков создают условия для оптимальной тренировки голоса.


Упражнение 1

Произносите на плавном выдохе слитно и длительно сочетания из двух, трех, четырех и более гласных звуков. Произнесение звукосочетаний потребует более длительного выдоха, поэтому воздуха нужно брать столько, чтобы не ощущать его нехватки.



Упражнение 2

Сочетания из двух-трех и более гласных повторите два-шесть раз слитно, как будто непрерывно произносите один звук.

2 раза аэаэ аэоаэо

3 раза аэаэаэ аэоаэоаэо

4 раза аэаэаэаэ аэоаэоаэоазо и т.д.

Запишите составленные вами варианты сочетаний и отрабатывайте их.

Упражнение 3

В непрерывной линии звучания всех гласных выделите обозначенный звук большей длительностью, но без нажима, плавно сливая его с последующими.

У о а э и ы у О а э и ы у о А э и ы

у о а Э и ы у о а э И ы у о а э и Ы

а И и И у И ы о И э И и а И о И у И э

Затем, ощущая единую линию звучания, мягко произносите гласные с небольшими паузами, ритмично выдыхайте.

У - О - А - Э - Ы - У

Упражнение 4

Соедините в единую линию звучания сочетания гласных со звуком у.

у у о у у а у у э у у и у у ы у у.

Перейдите на речевой способ произнесения гласных:

уО! уА! уЭ! уИ! уЫ!

Упражнение 5

В сочетаниях из двух-шести гласных выделяйте ударный звук большей громкостью звучания.

Вариант 1: аэ аэоу аэоуыи

аэо аэоуы и др.

Вариант 2: аэоуыи аэоуыи аэоуыи

аэоуыи аэоуыи аэоуыи и др.

Следите за соблюдением правил речевого дыхания и четкой артикуляцией.

Упражнение 6


Повышайте и понижайте высоту голоса при произнесении сочетаний из двух и трех гласных звуков.

Упражнение 7

Произносите ряд гласных звуков со сменой ударения и изменением темпа произнесения.

Выделяйте ударный звук большей громкостью звучания:

а о у ы э и

а о у ы э и

а о у ы э и

Убыстряйте и замедляйте темп произнесения:

а о у ы э и

а о у ы э и

Неправильное произношение звука С является одним из самых частых нарушений у детей в дошкольный период. Это может быть замена звука С на Ш (собака - «шабака»), искаженное произнесение (межзубное, призубное) и т.д. Следует своевременно обратить внимания на эту проблему и оказать ребенку квалифицированную помощь в постановке и автоматизации звука С. Конечно же, лучше всего обратиться за советом к опытным . Однако заниматься с ребенком можно и нужно дома родителям. Если ваш малыш затрудняется в правильном произнесении звука С, в нашей статье вы сможете получить подробную консультативную помощь постановки звука С.


Артикуляционные упражнения для вызывания звука С


Упражнение «Улыбочка». Губы сомкнуты, попеременно растягиваются в улыбке и приходят в исходное положение.


Упражнение «Заборчик». Улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были видны. Удерживать данное положение в течение 5 секунд.


Упражнение «Качели». Улыбнуться, открыть рот широко, поднять кончик языка вверх за альвеолы, после чего опустить за нижние передние зубы. Упражнение выполнить не менее 5 - 10 раз. В момент выполнения упражнения должен двигаться только язык, нижняя челюсть и губы следует удерживать в неподвижности.


Упражнение «Чистим зубы». Улыбнуться, открыть широко рот и кончиком языка совершить круговые движения по зубам (под губами).


Упражнение «Катаемся на горке». Улыбнуться, широко открыть рот, опустить кончик языка за передние резцы, спинку языка поднять высоко вверх. Удерживать органы артикуляции в таком положении на протяжении 5-10 секунд.


Изолированное произнесение звука С


Звук С получиться верно, если губы будут растянуты в улыбке, зубы сомкнуты, кончик языка будет упираться в нижние передние зубы, струя воздуха идти по середине языка, в результате чего можно будет ощутить резкую холодную струю на тыльной поверхности ладони, поднесенной ко рту. Если ребенок испытывает трудности в процессе подражания вашим действиям и все же поднимает язык вверх, используйте шпатель, с помощью которого следует придержать кончик языка внизу за нижними передними зубами.


Совершенствование произнесения звука С в разных позициях в слогах и словах


Если ребенок произносит правильно изолированный звук, следует переходить к его закреплению в слогах и словах. Изначально используется прямая позиция, когда после согласного следует гласный звук. Предложите ребенку повторить следующие последовательности слогов: со, са, сы, су, са-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы, са-со-сы и т.д. Когда малыш научиться качественно произносить звук С в слогах, переходите к словам. Предложите ребенку повторять за вами слова, называть, что нарисовано на картинке, что окружает его и т.д. Примеры слов, в которых звук С расположен в прямой позиции: сок, Соня, сад, сахар, сушка, сыр и др.


Следующим этапом работы является в интервокальной и обратной позициях, в стечении согласных на материале слогов и слов: аса, осо, усу, ысы, асо, осу, коса, оса, колесо, ас, ос, ус, ыс, квас, класс, колос, ананас, сва, сво, сла, слу, смы, сму, сварить, свой, смог, стул, стол, сны, скатерть, скамейка и др.


Автоматизация звука С в разных позициях во фразах и связной речи


Для того чтобы ребенок не задумывался, как правильно произносить звук С, а чувствовал себя уверенно, постепенно даем ему задания, позволяющие, с одной стороны, совершенствовать данный звук, а, с другой стороны, развивать грамматической строй языка, связную речь. С этой целью можно предложить малышу следующие упражнения: дополнить или составить предложения по картинке; подобрать слова с изучаемым звуком С к прилагательным; придумать слова, в которых звук С находится в разных позициях (в середине, в начале, в конце слова); придумать предложения, в которых были бы слова со звуком С; пересказать услышанный рассказ; придумать рассказ из набора слов; выучить стихотворение и т.д.

Новое на сайте

>

Самое популярное