Ольга Хромова
Конспект НОД в старшей группе «Дикие животные»
Программное содержание :
1. Образовательные :
Формировать и обогащать представления детей о жизни диких (лесных) животных зимой .
Уточнять и систематизировать знания детей о жилищах, местах зимовки диких животных их пище ;
Расширять представления детей об особенностях приспособления некоторых животных к окружающей среде (белка, заяц) .
2. Развивающие :
Развивать познавательные интересы у детей, развитие связной речи, слухового и зрительного внимания, логического мышления, общей и мелкой моторики.
3. Воспитывающие :
Воспитывать бережное ответственное отношение детей к живой природе .
4. Оздоровительные :
Снять мышечный тонус и нервное напряжение у детей с помощью двигательных и пальчиковых упражнений.
Предварительная работа :
Рассматривание картин с изображением диких животных , их следов, жилища;
Чтение произведений о животных ;
Беседы о зиме;
Настольно – печатная игра «Дикие – домашние » .
Оборудование : плакат с изображением диких животных , мяч, карточки с заданиями «Кто что ест?» , «Чей след?» , «Кто где живёт?»
Ход НОД:
Дети входят в зал и садятся на подушечки.
В : - Дети, какое сейчас время года? (Зима) Почему вы так думаете? Какие же перемены принесла зима в нашу жизнь? (стало холодно, дети и взрослые одеваются теплее, земля твердая, замёрзшая, замёрзли лужи, выпал снег). Как греет солнышко зимой? (Греет слабо)
Какое сегодня небо? Постоянно серое.
Как изменились зимние краски по сравнению с осенними? (осенью были красные, оранжевые листья; серые деревья, крыши домов. Зимой все покрыто снегом.)
В : По календарю у нас наступил 1-й месяц зимы. Как он называется?
В : Расскажите, как люди готовятся к зиме? (делаем заготовки : маринуем грибы, варим варенье, убираем с огорода овощи, покупаем тёплую одежду)
В : Интересно, что же происходит сейчас в лесу? Хотите узнать? Я предлагаю вам совершить воображаемое путешествие в лес. (Дети встают)
В : Для этого нужно закрыть глаза и выполнить со мной следующие движения :
Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись, руку правую вперед, ногу левую назад, а теперь остановись и немножко покружись! (Дети открывают глаза.)
В : С помощью ее чудес мы попали в дивный лес!
В : Скажите, кто мы в лесу? (гости) Как себя нужно вести в гостях?
В : Ребята, кого мы можем встретить в лесу? (Зверей фото) Как мы их всех называем? (дикие животные ) Почему мы их называем дикими ? (сами о себе заботятся)
В : Я предлагаю вам поиграть в игру «Один – много» . Давайте встанем в круг, я буду бросать вам мяч и называть диких животных , а вы будете называть, как говорят, если их много.
Медведь – медведей, заяц – зайцев, волк – волков, лиса – лис, белка – белкок, ёж – ежей, барсук – барсуков, олень – оленей, лось – лосей.
В : Молодцы, ребята. Скажите, а каких животных мы не увидим в зимнем лесу? (ёж, медведь, барсук, суслик, енот, сурок) . Почему? (Осенью они усиленно питаются, накапливают жир и с наступлением холодов засыпают в своём жилище) фото
В : Для вас звери приготовили задания. Но прежде, чем их выполнить, давайте присядем за столы и разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика
На лесной лужайке
Разыгрались зайки :
Раскрываем ладони, поднимаем руки и машем расслабленными кистями.
Лапками хлопали,
Ножками топали,
Хлопаем в ладоши, притопываем ногами.
Ушками махали,
Прикладываем раскрытые ладони к ушам, сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы обеих рук.
Выше всех скакали,
Поочередно поднимаем высоко над столом и опускаем то одну, то другую руку.
Глазками глядели,
Песенку пропели :
«Ля – ля - ля! Ля – ля - ля!
«Ля – ля – ляйки!»
Ах, какие зайки!
Машем руками.
В : Задания звери дали сложное, и чтобы его выполнить, разделимся на группы .
1-я группа соединить следы с дикими животными ; 2-я группа подбирает кто , что ест; 3-я группа найти жилище животных . Д : Медведь спит в берлоге. Волк живет в логове. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. Заяц живет под кустиком.) (Воспитатель проверяет, правильно ли дети выполнили задание)
В : Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задания. (раздаю карточки, дети проверяют) .Становимся все в круг и выполняем движения под музыку.
Физкультминутка
В : Присаживаемся на подушки. Скажите, а есть ли такие животные , которые меняют цвет шубки зимой. Назовите (заяц, белка) . А для чего они это делают? (так они защищают себя от хищников и людей)
В : - А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?
В : - Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных , называется линькой.
В : Я предлагаю вам поиграть в игру : «Закончи предложение»
Заяц летом серый, а зимой.
Медведь летом гуляет, а зимой.
Белка живет в дупле, а лиса б.
Заяц добрый, а волк.
У белки хвост длинный, а у зайца.
Лиса пушистая, а ежик.
В : Молодцы. А теперь подумайте и скажите, хорошо ли живётся животным в лесу зимой . (Ответы детей.)
В :Зимой в лесу животным холодно и голодно . В нашей стране есть такая профессия – лесник. Он помогает животным выживать зимой . Для зайцев, например, он заготавливают осиновые ветки, для лосей – кормушки с сеном и солью, для белочек приносят семечки, орешки. (Изображение) .
В : Ребята, мы с вами уже очень долго в лесу, нам пора уже возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем :
«Сказка двери закрывай!
В детский сад нас отпускай!»
В : Скажите, где мы сегодня побывали? Кого мы там встретили? Как их назвать одним словом? Почему их так называют? Какие задания нам приготовили животные ? Кто такой лесник? Как люди помогают животным зимой ?
Публикации по теме:
Конспект интегрированного занятия по ФЭМП и ФЦКМ в старшей группе «Дикие животные Камчатского края» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦРР - детский сад №39 комбинированного вида» 683024 Камчатский край г. Петропавловск.
Конспект итогового занятия в старшей группе на тему:Дикие и домашние животные. Подготовила воспитатель-Цыряпкина Наталья Александровна.
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Дикие животные нашего края зимой» с использованием НРК Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Дикие животные». Задачи: Образовательные: - Формирование представлений о диких.
«Дикие животные». Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Задачи: вызывать интерес к окружающему миру; расширять знания детей о повадках диких животных, об особенностях их внешнего вида, приспособлении.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Дикие животные весной» Шарипова Гузяль Раисовна Конспект по развитию речи в старшей группе
Программные задачи:
1. Продолжать знакомить детей с дикими животными нашей страны
2. Уточнить части тела животных
3. Развивать умение образовывать сложные прилагательные
4. Развивать умение называть однокоренные слова
5. Упражнять в назывании животного в сочетании со словом «много»
6. Воспитывать бережное отношение к животным
Ход занятия:
Орг. момент.На мольберте размещены картинки диких животных России.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки, кого вы видите?
Дети: Лису, волка, медведя, зайца, лося, ежа, белку, кабана, барсука.
Воспитатель: Правильно, ребята, а кто это? Как их всех можно назвать одним словом?
Дети: Животные
Воспитатель: Вы правы, это животные. Скажите, где живут эти животные?
Дети: В лесу
Воспитатель: Значит они какие?
Дети: Дикие
Воспитатель: Да, это дикие животные. Они живут на территории нашей страны. Это дикие животные России. Давайте немного им поподражаем, выполним артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика
1. «Белочка» (рот закрыт, тонкий язык толкается сначала в одну, затем в другую сторону, упираясь в щеки)
2. «Зайчик» (верхняя губа отведена вверх, чтобы виднелись верхние зубы. Нижняя губа прижата к нижним зубам. Держать 10 секунд)
Воспитатель:
Ребята, у нас с вами бывает разное настроение: и хорошее, и плохое. Как вы думаете, а может ли оно меняться у животных?
Дети предлагают варианты ответов
Воспитатель:
Выполним упражнение
Упражнение «Животные»
Мимикой изображают, как злится волк, трясется от страха заяц, тревожится белка, радуется лисичка.
Воспитатель:
А вы любите животных?
Дети:
Да
Воспитатель:
Назовите их ласково
Игра «Назови ласково»
(еж – ежик, белка – белочка, заяц –зайчик и т.д.)
Воспитатель: Молодцы! Я хочу вам немного рассказать о ежике. Ежик – это дикое животное, которое живет в лесу. У него колючие иголки на спинке. Когда он боится, он сворачивается в клубок. Он хищник, питается мышами. Бывает, что люди берут ежика домой и поят его молоком. Хотя еж и маленький, но ходит он шумно. Давайте потопаем вместе с ежиком.
Пальчиковая гимнастика «Ежик»
По сухой лесной дорожке –
поочередно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь
Топ – топ – топ – топочут ножки.
постукивают кулаками по столу поочередно
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
поочередно соединяют кончики пальцев обеих рук с большим пальцем
Воспитатель: А теперь, встаньте на ножки, представьте, что мы – дикие животные
Физминутка «Дикие животные»
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок,
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой-зайчихой - косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)
Воспитатель:
Отлично. А вы знаете, что из двух слов можно сделать одно? Попробуем?
Дети:
Да
Игра «Назови новое слово»
(у медведя толстые лапы – медведь толстолапый, у зайца длинные уши –заяц длинноухий, у волка острые зубы –волк острозубый и т.д.)
Воспитатель:
Посмотрите на картинки, какие части тела есть у животных?
1 ребенок:
у волка есть голова, морда, клыки, зубы, нос, глаза, уши, лапы, хвост, пасть, когти, туловище, шея
2 ребенок:
у медведя есть голова, морда, зубы, нос, глаза, уши, лапы, хвост, пасть, когти, туловище, шея
Воспитатель:
У нас на мольберте изображены дикие животные. Их много.
Игра «Один – много»
(одна лиса – много лис, один заяц – много зайцев, один еж – много ежей.)
Воспитатель:
Молодцы, ребята. К нам кто-то стучится.
Входит почтальон
Здравствуйте, ребята, мне велено передать вам посылку от белочки.
Передает посылку.
Воспитатель:
Ребята, что же там?
Открывают посылку, там орехи и записка «Приятного аппетита! С уважением белочка»
Презентация
1 слайд
По деревьям скок-скок,
Да орешки щелк-щелк.
(После каждого ответа воспитатель показывает изображение животного).
А как вы догадались?
Белка какая?
2 слайд
- Ходит летом косолапо,
А зимой сосет он лапу.
А как вы понимаете слово косолапо?
Воспитатель поясняет: «Ходить косолапо - ступать пятками врозь, неуклюже, неловко».
Медведь какой?
3 слайд
Рыжая, хитрая, кур крадет.
А что значит хитрая?
Лиса еще какая?
4 слайд
- Ползун ползет,
Иголки на себе везет.
А что вы еще можете сказать о еже?
5 слайд
- Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку.
А что еще можно сказать о зайце?
6 слайд
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
А как назвать этих животных одним словом?
Почему вы так считаете? Где они живут?
Почему этих животных называют дикими?
Проведение игры «Один-много»
Одна лиса – много …
Один Заяц - много…
Один Медведь - много…
Один Волк - много …
Один Еж – много…
Одна белка – много…
«Назови детеныша»
У волка –
У медведя –
« Четвертый лишний»
Назовите лишнее животное и объясните почему.
1. Корова – волк – лиса – медведь.
2. Лиса – верблюд – волк – медведь.
3. Волк – лиса- петух – еж.
4. Лиса – медведь – волк – морж.
Физминутка.
Сейчас мы превратимся с вами в зайчиков.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Нужно лапочки погреть
Лапки вверх – лапки вниз
На носочки поднимись
Лапки ставим на бочок
На носочках скок-скок-скок
Топай правою ногой
Топай левою ногой
Снова правою ногой
Снова левою ногой
А теперь вприсядку, чтобы не мерзли лапки.
«Скажи наоборот»
Медведь большой, а заяц… У волка хвост длинный, а у ежа… Белка слабая, а волк… Лиса ловкая, а медведь…
Сейчас мы продолжим разговор о диких животных, их жилищах. Как вы понимаете слово «жилище»?
«Жилище - место обитания животных вдали от человеческого жилья». Названия некоторых жилищ животных вы знаете.
Как называется белкин дом?
Белки поселяются в дупле, которое остается после дятла. Они утепляют его мхом, сухими листьями и травой. - А кто знает стихотворение про белку?
А как называется жилище медведя?
Медведь устраивает берлогу в большой яме, обязательно в сухом месте, под вывернутым с корнями деревом и там засыпает.
А кто еще спит зимой?
А какое жилище у ежа?
Ежи спят полгода. Они забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев.
А кто знает стихотворение про ежа?
Как вы думаете, где живет заяц?
Зайцы не строят себе постоянного жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные.
Жилище какого зверя мы с вами не назвали?
Жилище волка называется логово - небольшая яма, в ней много травы, листьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму. Волк в логове спит, прячется, отдыхает. Как называется жилище волка?
Кто знает стихотворение про волка?
Игра «Поле чудес»
- Теперь нужно поочередно ответить полным предложением на мои вопросы.
Какое животное?
Жилище животного.
Чем питается?
Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?
А как люди должны вести себя в лесу?
натальяС Светикова
Конспект занятия «Дикие животные» (старшая группа)
Цели :
1. Закрепить знание детей о диких животных ;
2. Обогащать словарный запас детей по лексической теме.
Задачи :
Образовательные задачи :
1) активизировать словарный запас по теме "Дикие животные ";
2) учить отвечать на вопросы полными ответами;
3) учить согласовывать в роде, числе, падеже;
Развивающие задачи :
1) способствовать развитию слухового внимания;
2) способствовать развитию координации движений, мелкой и общей моторики;
3) способствовать развитию логического мышления;
Воспитательные задачи :
1) стремиться воспитывать уважение детей друг к другу;
2) стремиться воспитывать у детей чувство любви
3) бережного отношения к природе.
Оборудование :
1. Картинки с изображением диких животных ,
2. маски диких животных ,
3. загадки про диких животных ,
4. картина медведя (отдельные части тела) .
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
Вспомним наше правило :
Говорим всегда красиво.
Правильно, неторопливо,
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно
Чтоб всем было понятно.
2. Сюрпризный момент “Письмо”.
Воспитатель : Ребята сегодня я шла в наш детский сад и в почтовом ящике нашла конверт, но только от кого оно не написано. На конверте есть загадка, давайте угадаем её, может тогда узнаем от кого оно.
Это что за мужичок
Сел у дуба на сучок?
Невелик, да деловит,
Зря нисколько не сидит :
Он без молотка, без рук
По стволу стучит : тук-тук.
Трещинку в коре найдет -
Длинный нос в нее сует,
Вытащит за спинку
Всякую личинку.
Мужичок тот не простой -
Это доктор наш лесной.
Дети : Дятел
В : Ну вот теперь мы знаем от кого это письмо. Прочитаем его?
Д : Да
В : Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки. У нас в лесу случилась беда, была метель. Животные все разбежались и не могут найти свои домики. Помогите, пожалуйста. А чтобы найти животных , отгадайте загадки :
1. Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
2. Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)
3. Сама мала, шубка пышна,
В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка)
4. Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимою спит в берлоге
От мороза, пряча нос. (Медведь)
5. Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный? (Волк)
В : Молодцы ребята, справились с этим заданием. А как мы назовём всех этих животных ?
Д : Дикие животные .
В : Животных мы с вами нашли , а помните в письме дятел говорил, что метель занесла все их домики, поможем отыскать их?
Д : Да.
3. Игра : “Кто, где живет?”
В : Соединим линией дикого животного с его жилищем .
Д : Медведь спит в берлоге. Волк живет в логове. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. Заяц живет под кустиком.
В : Молодцы и с этим заданием вы справились. Но у нас еще есть задания от дятла :
4. Игра “Собери животное”
В : Когда дятел летел к нам с письмом, он нёс рисунок животного , но помните была метель, сильный ветер разбросал все части рисунка, давайте найдем и соберем их.
Д : Это медвежья голова. Это медвежье ухо. Это медвежье туловище. Это медвежьи передние лапы. Это медвежьи задние лапы. Это медвежий хвост.
В : Какое животное у нас получилось ?
Д : Медведь.
В : Молодцы, справились. Теперь пора отдохнуть.
Физкультминутка
Волк и заяц
(Дети стоят по кругу, руки к плечам, пальцы сжаты в кулак.)
Раз, два, три, четыре - (Дети поочередно разгибают пальцы, начиная с указательных и кончая мизинцами.)
Заяц уши оттопырил (Дети поднимают согнутые руки к голове (изображают «уши» ).)
Вот он серый волк, волк,
Он зубами щелк, щелк! (Педагог выполняет хлопки перед собой (волк щелкает зубами) .)
Зайка, я, и ты, и ты, (Пружинящие полуприседания.)
6. Сказка : “Как зайчонку маму искали”
В : Однажды дятел в лесу услышал, что кто-то жалобно плачет. Он сел на веточку дерева и стал наблюдать. Он знал, что вести себя в лесу нужно очень осторожно, чтобы не напугать животных , чтобы не навредить им. Дятел увидел, что плакал малыш, маленький белый комочек с маленьким пушистым хвостиком и большими ушами. Он жалобно звал – “Мама! Мама!”
Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила :
– Что случилось? Ты потерялся?
– Да я потерял маму.
– А какая твоя мама? У неё есть пушистые кисточки на ушках?
– Нет,– горько заплакал малыш.
Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала :
– Наверно твоя мама носит лохматую коричневую шубу?
Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и сказала.
– Я знаю, у твоей мамы колючки на спине.
– Нет,– продолжал плакать малыш.
Зашевелились кусты, и оттуда вышла лиса.
– Кто здесь плачет? У твоей мамы есть такой рыжий пушистый хвост?
– Нет же, неожиданно рассмеялся малыш. – Где вы видели такую маму : с пушистым хвостом, в коричневой шубе, с иголками на спине, с кисточками на ушках?
– Да уж, – засмеялись все лесные мамы. – А какая же твоя мама?
– Моя мама самая красивая!
– Знаем, знаем, – загалдели лесные мамы. Как хорошо знать приметы мамы. И тут на полянку выскочила его мама. Малыш бросился к ней. Она нежно потёрлась, успокаивая своего детеныша. Как были рады этой встрече все лесные мамы!
В : Дети, а вы узнали этого малыша?
Д : Это зайчонок.
В : Расскажите, какая у него мама?
Д : У зайчихи пушистая шубка, летом серая, а зимой белая. У зайчихи длинные уши, раскосые глаза, маленький пушистый хвостик. У зайчихи передние лапы короткие, а задние длинные.
В : Какие животные предлагали стать его мамой?
Д : Белчиха, ежиха, лисица, медведица.
В : А вы рады, что зайчонок нашел свою маму?
Д : Да.
В : мы с вами нашли зайчонку маму, давайте и другим лесным малышам отыщем их мам. Но прежде чем мы их отыщем, давайте поиграем с пальчиками.
7. Пальчиковая гимнастика.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки (стучать кулачками по столу)
Лисичке – сестричке,
Волчице, ежихе,
Мишки косолапому,
Заиньке усатому. (Загибать пальцы на каждого животного , начиная с большого)
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку. (Стучать кулачками по столу)
8. Игра : “ Найди маму”.
В : На карточке несколько наложенных друг на друга контурных изображений лесных мам, а рядом изображение одного детёныша. Вы должны обвести изображение той мамы, чей детёныш на вашей карточке.
9. Итог занятия .
Молодцы вы сегодня очень хорошо работали, справились со всеми заданиями, которые вам
предложил дятел в своем письме.
Публикации по теме:
Конспект индивидуального занятия «Дикие и домашние животные» (младшая группа) Форма проведения: Путешествие. Цель: Закрепление знаний у ребёнка младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных. Задачи: 1.
«Дикие животные». Конспект занятия по формированию грамматических категорий и развитию связной речи (старшая группа) Конспект занятия по формированию грамматических категорий и развитию связной речи (Старшая группа)Тема занятия: «Лесной урок» (к лексической.
Конспект НОД «Дикие животные в зимнем лесу» (средняя группа) Конспект НОД «Дикие животные в зимнем лесу» Образовательная область: познание Вид деятельности: непосредственно -образовательная Возрастная.
Цель: Создать условия для уточнения и систематизирования знания детей о диких животных. Задачи: Закрепление знаний детей о диких животных,.