Домой Рыбы Изумрудная скрижаль гермеса. Тайна изумрудной скрижали гермеса трисмегиста

Изумрудная скрижаль гермеса. Тайна изумрудной скрижали гермеса трисмегиста

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

А) О Гермесе Трисмегисте

Считаются, что передачей алхимических знаний издавна занимались древние мастера. Как восточные, так и западные авторы включают в число этих мастеров Гермеса (которого арабы именуют Идрисом). Западные авторы и адепты тайных обществ и учений считают Гермеса реально существовавшим в прошлом историческим персонажем (чаще всего его ассоциируют с древнеегипетским ученым, архитектором и жрецом Имхотепом, обожествленным египтянами под именем бога знаний, науки, письма, медицины и музыки Тота) и поэтому часто называют алхимию Наукой Гермеса, а связанные с ней знания и учения – «герметическими». Слово «герметический» со временем стало означать «скрытый от непосвященных», «недоступный» (для профанов). Это название появилось как раз в те времена, когда христианский Запад заимствовал алхимию у арабов через Испанию (являвшуюся «пограничной зоной» между мирами христианства и ислама и в то же время «мостом» между этими двумя мирами).

Арабо-испанский историк Саид из Толедо (умерший в 1069 году, за 30 лет до завершения 1-го Крестового похода «франков»-«латинян» в Землю Воплощения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа) приводит следующее предание о Тоте-Гермесе: «Мудрецы утверждают, что все древние науки пошли от Гермеса, жившего в Саиде в Верхнем Египте. Иудеи называют его Енохом, а мусульмане – Идрисом. Гермес был первым, кто говорил о веществе внешнего мира и движении планет. Он строил храмы для поклонения Богу…и занимался медициной и поэзией… Еще до Потопа он предупреждал о наводнении и огненной катастрофе…После Потопа науками, включая алхимию и магию, стали заниматься в Мемфисе под руководством более известного Гермеса Второго...»

Этот Гермес именовался по-гречески «Трисмегистом», то есть «Триждывеликим» или «Триждевеличайшим» (хотя его именовали и «Триединым» - возможно, что под этим именем действовали 3 разных учителя мудрости, жившие в разное время), считается не только отцом алхимии.

Он был одним из древних учителей того, что называют сейчас «путем суфиев». Иначе говоря, и суфии, и алхимики считают его одним из своих Великих Посвященных. Так и восточные, и западные алхимики называют суфия Джафара ас-Садика, суфия Джабира-Гебера и считающегося суфием Гермеса своим учителем.

Методы концентрации, очищения и смешивания, выраженные в (ал)химических терминах, суть не что иное, как попытки организации ума и тела с целью оказать влияние на человека, а не на металлы (или вообще химические элементы). Впрочем, никто не сомневается в том, что были и подражатели, пытавшиеся добиться чего-либо и настоящими химическими опытами. Но в равной степени верным является и то, что вплоть до самого недавнего времени находились люди (а порой такие находятся и сейчас), верившие, что духовные явления имеют определенные эквиваленты в физическом мире.

Кем же был суфий Джафар ас-Садик, мастер и учитель Джабира? Он был не кем иным, как шестым имамом и потомком пророка Мухаммеда по линии дочери последнего – Фатимы, которого многие шииты считают одним из хранителей и передатчиком тайного учения ислама, шедшего от самого Мухаммеда и называемого суфизмом.

Джабир ибн аль-Хайам долгое время поддерживал близкие отношения с Бармакидами (Бармахадами) - вазирами (премьер-министрами) суннитского халифа багдадского Гаруна ар-Рашида (упоминаемого в «Жизни Карла Великого» Эгинхарда под именем «царя персов Аарона», установившего дипломатические отношения с создателем «Священной Римской империи» и передавшего Карлу Великому ключи от иерусалимского Гроба Господня). Бармакиды (в частности, знаменитый Джафар, вошедший в мусульманский фольклор, в том числе в сборник сказок «Тысяча и одну ночь», как злой кознодей и колдун, обманывающий доброго халифа), были (как и шейхи низаритов-ассасинов) иранского происхождения и вели свой род от священнослужителей древних буддийских храмов Афганистана, считаясь адептами древнего учения, переданного им из этого исконно арийского региона. Сам багдадский халиф-аббасид Гарун ар-Рашид, несмотря на свою официальную приверженность ортодоксальной суннитской ветви ислама, постоянно общался с суфиями, и есть свидетельства, что он специально предпринимал из Багдада далекие путешествия для тайных встреч с суфийскими мастерами.

Предположения, что алхимическая традиция пришла из Египта и что начало ей положил именно труды Тота-Гермеса, равно как и другие подобные предположения, не имеют никакого отношения к данному тезису. Суфийская традиция гласит, что это знание было передано через Зу-н-Нуна Мисри (то есть, по-арабски, «Египтянина») – «Царя (Господина) Рыбы» - одного из самых знаменитых, «классических» суфийских учителей.

Теперь присмотримся повнимательней к образу Гермеса (или, как его именовали в Средневековье на Руси, «Ермия»). Кем был Гермес в представлении древних греков? Подобно своему римскому аналогу Меркурию, Гермес был богом, отводившим (проводившим, провожавшим) души умерших людей в подземный (загробный) мир, поэтому эллины именовали его «Психопомпом» («Проводником душ»). Кроме того, Гермес-Меркурий был божественным гонцом, разносившим по миру послания богов. Он был связующим звеном между миром земным и миром сверхъестественным, трансцендентальным или потусторонним). Гермес мог передвигаться с огромной скоростью вне времени и пространства (что характерно и для внутреннего опыта). Гермес изображался в виде атлетически сложенного, физически развитого молодого человека, поэтому считается, что своим внешним видом он олицетворял «совершенного человека» суфиев. В самых древних статуях – гермах - Гермес предстает перед нами зрелым и мудрым мужем, являясь, по мысли создателей этих произведений, результатом правильного, совершенного развития. Он изобрел лиру и с помощью музыки мог изменять состояние своих слушателей, как это делают, в частности, суфии. Звуками своей флейты Гермес усыпил 100-глазого исполина Аргуса, что можно рассматривать как указание на гипнотические свойства Гермеса как суфийского типа. Связь гипнотизма и мистицизма не требует доказательств.

Сохранение и передача древнего знания хорошо вяжутся с образом Гермеса. В синкретических культах эллинистического Египта у него имелась и женская ипостась – Сехета, которая считалась покровительницей строящихся храмов и хранительницей книг, содержащих древнюю мудрость. Подобно «ищущему человеку» суфиев, а также образам суфийской мистики (Симург, Симорг, Сенмурв, взятые из древнего, доисламского, иранского фольклора), Гермес часто изображался в виде птицы. Иногда (причем еще с доэллинистических, древнеегипетских времен) Гермес-Тот изображается с головой птицы ибиса, что указывает на стремления или достижения ума, заключенного в нем.

Мир был сотворен по слову Тота – один произнесенный им звук воздал восемь первоэлементов (половину из которых символизировали боги, а другую половину – богини). Восьмичленный характер суфийского учения символизируется восьмиугольником, олицетворяющим суфийское слово «гуу» («хуу»).

Какие бы другие божества или элементы ни смешивались с Гермесом, Меркурием или Тотом, они сохраняют основные элементы посредничества между человеком и Божеством, мудростью и музыкой, письмом и медициной. В тройственном образе (египетском, греческом и римском) подобное приравнивалось к подобному. Он продолжает ассоциироваться с формой мудрости, передававшейся человеку свыше. Все это, вне всякого сомнения, происходило всеобъемлющим образом, далеко выходя из пределов тех алхимических рамок, в которые был впоследствии заключен Гермес-Идрис.

Б) Об Изумрудной Скрижали

Людей веками сбивало с толку учение, приписываемое Гермесу Трисмегисту и изложенное в так называемой «Изумрудной Скрижали» (якобы найденной в I веке п. Р.Х. философом и теургом неопифагорейско-неоплатонического толка Аполлонием Тианским «в гробнице Гермеса»), которую арабы называли «Великим Тайным Принципом Великого Делания (Великой Работы)». Текст «Изумрудной Скрижали» (в Европе известен его перевод на латынь – «Табула Смарагдина» -, а оригинал – предположительно написанный на греческом языке, утерян), являвшийся главным руководствам алхимиков на протяжении долгих веков, звучит, в одном из вариантов, следующим образом:

«Истина, уверенность, наивернейшее, лишенное лжи. Что вверху, то и внизу. Что внизу, то и наверху. Необходимо добиться чуда единства. Все было создано созерцанием единства, все порождается единством, претерпев определенные изменения. Водителями являются Луна и Солнце. Оно было перенесено ветром и вскормлено землею. Всякое чудо вызывается им, могущество его беспредельно. Брось его на землю, и оно отделится от огня. Неосязаемое отделилось от грубого. С помощью мудрости оно медленно поднимается от мира к небесам. Затем оно снова снизойдет в мир, соединив в себе могущество высшего и низшего. Так ты постигнешь мир, а тьма исчезнет. Это самая могучая сила – она превосходит тонкое и проникает в грубое. С его помощью был создан мир, а в будущем будут сотворены удивительные превращения, ибо оно может сделать это. Я – Гермес, Триединый Мудрец, меня называют так потому, что я соединил в себе три элемента высшей мудрости. Так кончается откровение о работе Солнца».

Для сравнения – другой вариант перевода «Изумрудной Скрижали» (а таких переводов немало – существуют, например, 2 варианта перевода текста «Скрижали» на арабский язык, и они значительно отличаются друг от друга):

1. Истинно - без всякой лжи, достоверно и в высшей степени истинно.
2. То, что находится внизу, соответствует тому, что пребывает вверху; и то, что пребывает вверху, соответствует тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи.
3. И так все вещи произошли от Одного посредством Единого: так все вещи произошли от этой одной сущности через приспособление.
4. Отец ее есть Солнце, мать ее есть Луна. (5) Ветер ее в своем чреве носил. (6) Кормилица ее есть Земля.
5 (7). Сущность сия есть отец всяческого совершенства во всей Вселенной.
6 (8). Сила ее остается цельной, когда она превращается в землю.
7 (9). Ты отделишь землю от огня, тонкое от грубого нежно, с большим искусством.
8 (10). Эта сущность восходит от земли к небу и вновь нисходит на землю, воспринимая силу высших и низших (областей мира).
(11) Так ты обретаешь славу всего мира. Поэтому от тебя отойдет всякая тьма.
9. Эта сущность есть сила всех сил: ибо она победит всякую тонкую вещь и проникнет всякую твердую вещь.
10 (12). Так сотворен мир.
11 (13). Отсюда возникнут всякие приспособления, способ которых таков (как изложено выше).
12 (14). Поэтому я назван Триждывеличайшим, ибо владею тремя частями вселенской Философии.
13 (15). Полно то, что я сказал о работе произведения Солнца.

В предисловии к «Восприятию» суфия Джафара ас-Садика содержатся те же мысли: «Человек – это микрокосм, а Вселенная – макрокосм, единство. Все порождается единым. Всего можно достичь могуществом созерцания. Сначала эту сущность нужно отделить от тела, а потом соединить с ним. Это – Работа (Делание). Ты начинаешь с себя, кончаешь всем. Преображение – прежде человека, превыше его».

Следовательно, комментаторы алхимических трактатов упустили из виду еще одно обстоятельство, суть которого заключается в следующем. Наряду с металлургией, напоминавшей собой алхимию (на уровне терминологии), существовала духовная алхимия, не имевшая ничего общего с (ал)химическими опытами. Джабир (или его последователи, в число которых, несомненно, входили и суфии) действительно занимался химическими исследованиями. Эти люди сделали немало открытий, ставших, по общему признанию, основой современной химии. Для современного человека это означает, что они пытались получить философский камень, то есть добиться превращения металлов. Но разве могли бы они годами заниматься экспериментами и терпеливо сносить неудачи, являющиеся уделом всех алхимиков, если бы не были убеждены в теоретической возможности успеха?

Разве стали бы они ставить столь серьезные опыты вслепую, в условиях отрицательного отношения общества к индивидуальной религиозной практики, действительно пытаясь добиться трансмутации только в целях наилучшей маскировки?

Понять истинное положение вещей в данной области нам мешают понять два изъяна современного мышления. Во-первых, наши современники пытаются судить о людях прошлого по себе. Во-вторых, обычная трудность, с которой сталкиваются поверхностные теоретики, заключается в том, что они никогда не пытаются понять суфизм изнутри. Суфийская традиция имеет многовековую историю. Ее можно охарактеризовать как «делание». С точки зрения современных стандартов, суфийское «делание» может показаться не имеющим ничего общего с наукой (понимаемой в сегодняшнем смысле этого слова). Тем не менее, оно находит широкое применение. Ищущему предлагают завершить какую-нибудь работу. Она может иметь отношение к алхимии или же являться заданием добиться успеха в каком-либо теоретически невозможном деле. Для достижения определенного прогресса в своем развитии ищущий должен отнестись к полученному заданию с полной верой в возможность его осуществления. В процессе его разработки и исполнения он приобретает духовный опыт. Задания, имеющие отношения к алхимии или к другим вещам, могут быть невыполнимыми, но они образуют те рамки, в пределах которыъх совершенсвуются его постоянство и прилежание, интеллектуальные и духовные качества. В этом смысле само задание становится второстепенным, но его нельзя считать второстепенным, если человек занимается им, скажем, всю свою жизнь, так как в этом случае оно становится постоянным кругом его полномочий. Это чем-то напоминает дух соперничества, свойственный спорту, альпинизму, физкультуре и т.д., распространенным в других обществах. Подъем на вершину горы или развитие мускулатуры являются фиксированными намерениями, но подлинной трансформации их благодаря усилиям добиться невозможно: это средство, а не цель. В целом данная концепция может показаться странной, но все же она обладает своей логикой. При помощи приложения усилий можно изменить не внешнее, а самого человека. Значение имеет только развитие человека, и ничто иное.

Существует суфийская аллегория об алхимии, интересная своей связью с западной мыслью: «У одного человека было несколько ленивых сыновей. Умирая, он сказал им, что на своем поле он спрятал золото, и они могут найти его там. Они перекопали все поле, но ничего не нашли. Тогда они засеяли поле пшеницей, которая дала богатый урожай. Так продолжалось несколько лет. Они не нашли золота, но, тем не менее, разбогатели и привыкли к полезному труду. В конце концов, они стали настоящими рачительными хозяевами и забыли о поисках золота».

Таким образом, попытки получить золото с помощью химических опытов привели к результатам, ничего общего не имеющим с формальной (буквальной) целью этих попыток. Эта история была, безусловно, известна и на христианском Западе, так как ее приводили и Бэкон, и химик XVII века Борхав. Смысл ее в том, что работа, направленная на достижение ее предполагаемой цели, важнее достижения этой цели как таковой. Бэкон писал: «Алхимия подобна человеку, сказавшему своим сыновьям, что он спрятал золото на винограднике. Перекопав землю, они не нашли золота, но зато подготовили почву для винограда и получили богатый урожай».

Бэкон дает представление об эволюционной теории алхимии: «Я должен сказать вам, что природа всегда стремится к совершенству золота, но многие обстоятельства изменяют металлы».

Функции философского камня как универсального медицинского средства (лекарства от всех болезней, панацеи) и источника долголетия (эликсир бессмертия, эликсир вечной молодости) освещают еще один аспект духовной алхимии, который совершенно точно совпадает с суфийскими методами. Интересно отметить, что в суфийской традиции термины «камень» или «эликсир» означают «философский камень», то есть определенное состояние ума, на котором концентрируется врач, передавая его затем пациенту и используя для этого его ум. Если связать это с некоторыми западными описаниями излечения больных при помощи камня, нетрудно догадаться, о каком камне идет речь. Результатом определенных методов концентрации и трансформации ума (соединение соли, серы и ртути) будет камень – определенная сила. Этот камень передается больному, и больной выздоравливает.

Тайный (в силу того, что он скрыт в уме) камень (сила) является источником и сущностью самой жизни.

Когда суфийская концепция сознательной эволюции уже освоена, человек начинает постигать другие элементы учения. Точно так же в некоторых учебных заведениях изучают латынь или греческий – прежде всего, с целью развития определенной части ума.

То, что алхимики Запада стремились именно к внутренней целиподтверждается и их собственными словами и бесчисленными тайными пояснениями, содержащимися в их трудах, Алхимические аллегории можно понять, зная суфийскую символику. В XVII веке, то есть через 1000 лет после смерти создателя алхимии Джабира-Гебера, родившегося около 721 года Христианской эры, алхимики христианской Европы располагали хронологическими списками мастеров, весьма напоминающими суфийскую «генеалогию духовного преемства», известную, как «золотая цепь». Причем эта преемственность имеет отношение к людям, связанным между собой только суфийской и мусульманской традициями и не имеющими других внешних точек соприкосновения. В этих списках – имена Мухаммеда, Джабира-Гебера, Гермеса, Данте, Роджера Бэкона.

Исследователи сравнительно недавно показали, что источниками «Божественной комедии» Данте Алигьери послужили суфийские материалы, но о связи Данте с суфиями было известно всегда. На мистика с острова Майорка Раймонда Луллия, коадъютора военно-духовного ордена Калатравы (Сальватьерры) на Балеарских островах, ставшего проповедником христианства среди мусульман, ссылаются как на адепта алхимии, однако в своих трудах он писал о том, что обряды были заимствованы им у суфиев, которых он так и называет.

Арабские и иудейские «просветленные» суфии включают в цепь преемственности (передачи) имена Гермеса (символизирующего древнейшую мудрость неземного происхождения), пророка Мухаммеда (а также некоторых членов его семьи и друзей), Джабира или одного из его партнеров и т.д., вплоть до наставников-магистров и учителей современных тайных орденов, братств и обществ. Латинские западные алхимики прослеживают генеалогию своего учения от Гермеса, Гебера и последующих «просвещенных» или «просветленных» («иллюминатов»). В число последних входили Бэкон, Луллий и многие другие деятели культуры и науки христианского Запада.

Только то, что алхимия была выражена в химических терминах, ограждало ее от нападок, как самостоятельную попытку духовного развития вне официальной церкви. Типичной в данной связи представляется следующая подпись под алхимической диаграммой, символизирующей Работу (Делание), из большого сборника, опубликованного в 1624 году:

«Действие философии в целом. То, что ранее заключалось во многих формах, стало единой формой. Толчок дает учитель (дословно: «старший»), приносящий ключ. Сера, Соль и Ртуть принесут богатство».

Это зашифрованное послание было символическим и имело отношение к тайному учению о самосовершенствовании и алхимизации человека, что доказывается его последними строками, в которых автор предостерегает от буквального понимания алхимии:

«Если ты ничего не увидишь здесь, то не сможешь искать дальше. Ты останешься слепым, даже если ты будешь окружен светом».

В наш век гипертрофированного рассудка цивилизация приучила нас к сдержанности в выражении чувств. Однако форма неотделима от содержания. Мы неизмеримо больше знаем, чем люди XIII века, в массе, вероятно, мыслим логичнее и стройнее, чем они, но чувствуем ли мы с той же силой, что и эти люди?

«Всякая потеря есть приобретение, всякое приобретение есть потеря», как писал великий суфий Джелал эд-Дин Руми...

Здесь конец и Господу нашему слава!

10.09.2014 год.

Изумрудная скрижаль Гермеса и Кибалион написаны в одном стиле и повествуют об одном и том же. А так как оба произведения небольшие, то помещаю их на одной странице.
Тем, кто знает, что такое Дао и изучил труды Лао Дэ Дзина, тому комментировать «Стрижаль» и «Кибалион» не нужно. Речь в этих документах идёт о Звуке и о его значении в создании и поддержании существования нашего мира.
Миром правит Дао, сила звука, полный звукоряд.

Изумрудная скрижаль Гермеса (лат. Tabula Smaragdina Hermetis) - важнейший памятник арабского средневекового герметизма, получивший широкое распространение в латинском переводе. Cогласно легенде, текст скрижали был оставлен Гермесом Трисмегистом на пластине из изумруда в египетском храме.

Единственным, что об Изумрудной скрижали известно наверняка, это то, что о ней впервые упоминается в арабской книге, датированной VI-м или VIII-м веком нашей эры. В некоторых ранних копиях «Скрижали», сделанных арабскими переводчиками, встречаются сведения, что оригинал был написан на древнесирийском языке.

Изумрудная скрижаль Гермеса

Истинно – без всякой лжи, достоверно и высшей степени истинно:

То, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху.

И то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи.

И подобно тому, как все вещи произошли от Единого (через посредство Единого) или: через размышление Единого (т.е. Логоса, Мирового "Я"), так все вещи родились от этой единой сущности через приспособление (или: через принятие её извне, через "прививку" её).

Солнце её отец, Луна её мать.

Ветер носил её в своём чреве. Земля её кормилица.

Вещь эта – отец всяческого совершенства во всей вселенной.

Сила её остаётся цельной (т.е. неизрасходованной), когда она превращается в землю.

Ты отделишь землю от огня, тонкое от грубого осторожно и с большим искусством.

Эта вещь восходит от земли к небу и снова нисходит на землю, воспринимая силу как высших, так и низших областей мира.

Таким образом ты приобретешь славу всего мира.

Поэтому от тебя отойдёт всякая темнота.

Эта вещь есть сила всяческой силы, ибо она победит всякую самую утончённую вещь и проникнет собою всякую твёрдую вещь.

Так был сотворён мир.

Отсюда возникнут удивительные приспособления, способ которых такой (т.е. таков, как изложено выше).

Поэтому я был назван Гермесом Трижды-величайшим, так как я обладаю познанием трёх частей вселенской философии.

Полно то, что я сказал о работе произведения солнца ("Полно то, что я сказал о действии солнца").

Кибалион - небольшой трактат по герметической философии, изданный в декабре1908 г. в Чикаго издательством «The Yogi Publication Society» («The Kybalion. A Study of the Hermetic Philosophy of ancientEgyptandGreece». The Yogi Publication Society, Chicago, 1908). Автор работы неизвестен, поскольку «Кибалион» был подписан псевдонимом «Три посвящённых».

Кибалион.

(семь герметических принципов )

1. Принцип Ментализма

Всё есть Логос. Вселенная представляет собой материальный образ Логоса.

Согласно этому принципу всё, что существует в мире видимом и мирах невидимых, - есть образ Единого (Логоса).

2. Принцип Соответствия (аналогии)

Как вверху, так и внизу, как внизу, так и вверху.

Согласно этому принципу существует соответствие между различными плоскостями Бытия и жизни, всё подчинено единым законам, а потому подобно. Существует аналогия между жизнью мира видимого и миров невидимых, между жизнью микрокосма и макрокосма.

3. Принцип Вибрации

Ничто не покоится - всё движется, всё вибрирует.

Этот принцип объясняет, что различие между проявлениями бытия, такими, как материя, энергия, разум и дух - это лишь видоизменения одной первичной субстанции, «праматерии» - всё это различается лишь частотой своих вибраций.

4. Принцип Полярности.

Всё двойственно, всё имеет полюса. Всё имеет свой антипод (свою противоположность), противоположности идентичны по природе, но различны в степени. Крайности сходятся. Все истины не что иное, как полуистины. Все парадоксы можно примирить.

Согласно этому принципу, тезис и антитезис идентичны по природе, но различны в степени, различны в своей полярности, имеют сдвиг фаз между собою в 180°.

5. Принцип Ритма.

Всё течёт, всё втекает и вытекает, всё имеет свои приливы, всё поднимается и падает, маятникообразное колебание проявляется во всём. Мера колебания налево есть мера колебания направо. Ритмы компенсируются.

Этот принцип объясняет, что всё, что существует, никогда не пребывает в одном состоянии. Всё переходит из одного состояния в противоположное, и обратно.

6. Принцип Причины и Следствия.

Каждый принцип имеет свое следствие, каждое следствие имеет свою причину. Всё совершается в соответствии с законом. Случай есть не что иное, как имя закона, который не распознан. Существует много планов причинности, но ничто не ускользнёт от Закона.

Согласно этому закону случайностей нет, всё подчинено тому или иному закону, всё имеет свою причину. Но уровней причинности несколько, поскольку существует несколько планов бытия, и все они связаны Принципом Соответствия. Начало процесса на одном плане означает начало аналогичных процессов на других планах.

7. Принцип Рода.

Род во всём - всё имеет свой Мужской и Женский принцип. Род проявляется во всех плоскостях.

Согласно этому принципу, все вещи содержат два начала: мужское и женское. Взаимодействие этих начал - причина любого творчества: физического, душевного или духовного.

Дао правит миром

«Эта вещь есть сила всяческой силы, ибо она победит всякую самую утончённую вещь и проникнет собою всякую твёрдую вещь. Так был сотворён мир» (Изумрудная скрижаль Гермеса).

Космогонические мифы всего мира, всех культур, описывают один и тот же сценарий сотворения мира. Вначале был хаос, а потом по аналогии с Большим Взрывом по пространству прокатилась энергия, звук, вибрация (одним словом - Дао, Логос, Слово…). Под действием вибрации звука все энергии, находившиеся в хаосе, структурировалась, так образовалась барионная материя. Так образовалась материальная вселенная, в которой мы существуем.

Звук (вибрации, энергия…Логос, Дао) в этой вселенной присутствует везде. Он и в космосе, и в глубине Земли, и вокруг вас. Поэтому древние и говорили – Бог вездесущ, он повсюду. «Что на верху, то и внизу» - Закон везде один. Вибрация, которая связывает всю материю вселенной, везде одна.

«Все мыслители всех земель и всех времен признавали необходимость постулирования существования этой Существенной Реальности. Все философии, заслуживающие этого названия, основаны на этой мысли. Человек дал этой Существенной Реальности множество названий - некоторые называли ее Божеством (под множеством имен). Так родилось понятие Бог», - Кибалион.

Изумрудная скрижаль Гермеса Трисмегиста

Изумрудная скрижаль

Одна из величайших трагедий философского мира заключается в утере практически всех сорока двух книг Гермеса. Эти книги исчезли во время пожара в Александрии. Среди сохранившихся фрагментов, которые, судя по стилю, принадлежат Гермесу, есть две знаменитые работы. Одна из них - Божественный Пимандр, вторая - Великая Изумрудная Скрижаль.
Древний Автор, живший за несколько веков до Христа, упоминал эту Табличку, говоря, что она была при дворе фараонов в Египте и что она представляла собой драгоценный Камень, Изумруд, на котором Слова были в виде барельефа. Считали, что вещество этого Изумруда было когда-то жидким, как расплавленный металл, и что он был отлит в форму, и что этому потоку Художником была придана твердость естественного и подлинного Изумруда.


На Изумрудной скрижали нанесена следующая надпись:

"Слова тайн Гермеса:

Истинно без всякой лжи, достоверно и в высшей степени истинно. То, что находится внизу, аналогично (соответственно) тому, что находится вверху. И то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи.

И аналогично тому, как все вещи произошли от Единого через посредство Единого, так как все вещи родились от этой единой сущности через приспособление.

Солнце ее отец. Луна ее мать. Ветер ее в своем чреве носил. Земля ее кормилица. Вещь эта — отец всяческого совершенства во всей Вселенной. Сила ее остается цельной, когда она превращается в землю.

Ты отделишь землю от огня, тонкое от грубого осторожно и с большим искусством.

Эта вещь восходит от земли к небу и снова нисходит на землю, воспринимая силу как высших, так и низших областей мира.

Таким образом, ты приобретаешь славу всего мира, и темнота уйдет от тебя.

Эта вещь есть сила всяческой силы, ибо она победит всякую самую утонченную вещь и проникнет собою всякую твердую. Так был сотворен мир. Отсюда возникнут удивительные приспособления, способ которых таков.

Поэтому я был назван Гермесом Трижды-Величайшим, ибо я владею познанием трех частей всего мира.

Полно то, что я сказал о работе произведения (действия) Солнца."

Семь Герметических Принципов


Принципов Истины Изумрудной скрижали Семь; тот, кто их знает (с пониманием), тот обладает магическим ключом, при прикосновении которого распахиваются все двери Храма.

1 Принцип ментализма.
2 Принцип соответствия (аналогии).
3 Принцип вибрации.
4 Принцип полярности.
5 Принцип ритма.
6 Принцип причин и следствий.
7 Принцип пола.

Принцип ментализма
Все есть Мысль; Вселенная представляет собой мысленный образ.
Этот Принцип заключает в себе ту Истину, что „Все есть Мысль". Она объясняет, что Все, что является Вещественной Реальностью, подразумеваемой как все внешние проявления и явления, которые мы знаем под определениями Материальной Вселенной, Явлений Жизни, Материи, Энергии, — короче все, что очевидно нашим органам чувств, есть Дух, который сам по себе Непознаваем и Неопределим, но который можно считать или понимать, как Всемирный, Бесконечный, Живущий Разум. Он также объясняет, что весь мир явлений, или Вселенная, является просто Мысленным созданием Всего, подверженным Законам Созданных Вещей, и что Вселенная в целом, а также ее части или отдельные единицы существуют в Уме всего, в котором мы живем, двигаемся и существуем. Этот Принцип, устанавливая мысленную природу Вселенной, легко объясняет возможные душевные и психические явления, которые привлекают столь большое общественное внимание и которые без такого принципа непостижимы и представляют определенные трудности для научного подхода.Понимание этого великого Герметического Принципа ментализма дает возможность отдельным индивидуальностям очень легко усвоить Законы Мысленной Вселенной и применять таковые для своего благосостояния и продвижения (развития).
Ученик Герметизма приобретает способность разумно применять Великие Законы Мысли, вместо того, чтобы пользоваться ими беспардонным образом. Обладая ключом мастерства, ученик может открыть многочисленные двери Храма духовных и психических знаний и войти в него свободно и сознательно. Этот Закон объясняет действительную природу Энергии, Силы и Материи, а также почему и как все они подчиняются Мастерству Разума. Один из старых Герметических Мастеров писал много веков назад: „Тот, кто осознает Истину духовной (разумной) природы Вселенной, тот действительно продвинулся по пути к Мастерству". И эти слова справедливы в настоящее время так же, как в то время, когда они были написаны. Без этого ключа Мастера Мастерство невозможно, и Ученик напрасно, будет стучаться в многочисленные двери Храма.

Принцип соответствия (анологии)

Как Вверху, так внизу; как внизу, так вверху.
Этот Принцип включает в себя ту Истину, что всегда существует соответствие между законами и явлениями в различных плоскостях Бытия и Жизни. Старая аксиома Герметиков заключается в этих словах. И овладение этим Принципом дает средство решения многих темных парадоксов и скрытых секретов Природы.
Существуют плоскости выше нашего знания, но если мы применим к ним Принцип соответствия, то мы сможем понять многое, что иначе было бы для нас непостижимо. Этот Принцип, являясь всемирно применимым в различных плоскостях Материи Мысленной и Духовной Вселенной, является Универсальным Законом.
Древние Герметисты считали этот Закон одним из наиболее важных методов орудий мысли, с помощью которого человек сможет отбросить все препятствия, которые скрывает от нас Неизвестное. С его помощью можно даже сорвать (отодвинуть) покрывало Изиды на такое расстояние, что можно будет бросить мгновенный взгляд на лицо богини.
Так же, как и знание законов Геометрии позволяет человеку измерить далекие звезды (солнца) и их движение, сидя в обсерватории, так и знание Принципа соответствия позволяет человеку разумно переходить от неизвестного к известному. Изучая Монаду, он понимает Архангела.


Принцип вибрации
Ничто не покоится, все движется, все вибрирует.
Этот Принцип включает в себя ту Истину, что „все находится в движении, все вибрирует" и „ничего не находится в покое", — те факты, которые современная наука подтверждает и которые удовлетворяют каждое новое научное открытие. II все же этот Герметический Принцип был провозглашен Мастерами Древнего Египта. Это Принцип объясняет, что различие между различными проявлениями Материи, Энергии, Разума и даже Духа главным образом зависит от изменений скоростей вибрации. От всего, что является чистым Духом, до грандиознейших форм материи, — все находится в вибрации.
Чем выше вибрация, тем выше ее положение в шкале. Вибрация Духа происходит с такой интенсивностью и скоростью, что практически находится в покое: так же, как быстро вращающееся колесо кажется нам неподвижным.
А на другом конце шкалы (диапазона) существует грандиозная форма материи, вибрации которой настолько низки, что они также кажутся неподвижными. Между этими полюсами существуют миллионы миллионов различных степеней вибраций.
От корпускул и электронов, атомов и молекул до миров и Галактик, — все находится в состоянии колебания. Это также справедливо по отношению к планам энергии и силы (которые также являются не чем иным, как различными степенями колебаний), а также справедливо в планах разума (состояние которого зависит от колебаний) и даже в духовных планах. Понимание этого Принципа соответственными формами позволяет Ученику Терметисту контролировать как свои, так и чужие мысленные колебания. Мастера также применяют этот Принцип к овладению явлениями природы различными путями. Кто понимает Принцип вибраций, „тот схватил скипетр власти", говорят мудрецы и один из древних писателей.

Принцип полярности
Все двойственно, все имеет полюса; все имеет свой антипод (свою противоположность); противоположности идентичны по природе, но различны в степени; крайности сходятся; все истины не что иное, как полуистины; все парадоксы можно примирить.
Этот Принцип заключает в себе повторение. Все это старые аксиомы" Герметиков. Он объясняет парадоксы, многих ставившие в тупик, определяя это следующим образом: „Тезис и антитезис идентичны по природе, но различны по степеням. Противоположности сходны, различаясь только степенью. Пары противоположностей можно свести (объединить), сблизить. Крайности сходятся. Все существует и не существует в одно и то же время. Все истины есть не что иное, как полуистины, каждая правда наполовину фальшива. Все имеет две стороны" и т. д.
Принцип объясняет, что у всего есть два полюса, или два противоположных аспекта, и что противоположности в действительности (являются двумя крайностями (экстремумами) одного и того же, с многочисленными и различными степенями (градациями) ; между ними. Например, жара и холод, будучи противоположны, — в действительности являются одним и тем же, разница только в степени одного и того же. Взгляните на ваш термометр и посмотрите, сможете ли вы определить, где кончается тепло и начинается холод. Нет такой вещи — абсолютно тепло или абсолютно холодно — оба термина просто обозначают степени одного и того же, а это одно и то же, что проявляется как тепло и холод, является формой, разновидностью и скоростью колебаний (вибраций). Поэтому тепло и холод являются двумя полюсами того, что мы называем теплом, — явление, присущее всем проявлениям Принципа полярности.
Тот же Принцип проявляется в случае света и темноты, которые являются одним и тем же, разница лишь в степенях между двумя полюсами явлений. Где кончается темнота и начинается свет? Какая разница между большим и малым? Между тяжелым и легким? Между острым и тупым? Между шумом и тишиной? Между высоким и низким? Между плюсом и минусом?
Принцип полярности объясняет эти парадоксы, и ни один другой Принцип не может заменить его. Тот же самый Принцип действует и в. плане Разума. Возьмем конкретный яркий пример: любовь и ненависть — два душевных состояния, очевидно, совершенно различны, и однако существует градация ненависти и любви, средняя точка между которыми в нашем определении может объясняться как приязнь и неприязнь, которые переходят друг, в друга так постепенно, что иногда мы в растерянности и не знаем, любим мы или не любим, или вообще равнодушны. А все это является градациями одного и того же, что мы можем легко заметить при минутном размышлении, и более того, установлено Герметистами, как более важное, что можно изменить вибрации ненависти к вибрациям любви в нашем собственном мозгу, а также и у других.
Многие из вас, читающие эти строки, обладают и собственным опытом невольного быстрого перехода от любви к ненависти и наоборот, как у вас, так и у других. И поэтому вы осознаете возможность выполнения этого при использовании желания путем Герметических формул (при их помощи).
Хорошее и ужасное являются не чем иным, как двумя полюсами одного и того же. И Герметисты знают искусство трансформации ужасного в хорошее путем Принципа полярности.
Короче, „Искусство полярности становится частью (фазой) Алхимии Разума"- изречение известно и применяемо древними и современными Мастерами-Герметиками. Понимание Принципа дает возможность изменить как свою полярность, так и чужую, если вы посвятите время изучению необходимого Мастерства этого искусства.


Принцип ритма
Все течет, втекает, вытекает, все имеет свои приливы и отливы; все поднимается и падает; маятникообразное колебание проявляется во всем. Мера колебания налево есть мера колебания направо. Ритмы компенсируются.
Этот принцип заключает в себе истину, что во всем проявляется мера движения в одну и другую сторону, приток и исток; качание вперед и назад, маятникообразное движение -нечто подобное по типу движения отлива и прилива, высокого и низкого прилива, между двумя полюсами, которые существуют в соответствии с Принципом Полярности, описанным ранее.
Всегда существует действие и противодействие, продвижение и отход, подъем и спуск. Все это в действии Вселенной, звезд, миров, людей, животных, разума, энергии и материи. Этот закон проявляется в создании и разрушении (уничтожении) миров, в подъеме и упадке наций, в жизни всего и, наконец, в душевных состояниях человека именно по отношению Герметисты находят понижение Принципа наиболее важным. Герметисты схватили этот принцип, обнаружив его всемирную приложимость (универсальность), а также открыли определенные методы преодоления его последствий на них самих при помощи соответственных форм и методов. Они применяют мысленные законы нейтрализации. Они не могут полностью уйти от его воздействия или предотвратить его действие, но они научились отводить его действие до определенной степени, в зависимости от мастерства в этом принципе. Они научились пользоваться им вместо того, чтобы быть воспользуемыми им.
В этом, а также и в других сходных методах заключается искусство Герметистов. Мастер Герметиков поляризует себя в точке, где он желает покоиться, а затем нейтрализует различные колебания маятника, стремящегося его увести к другому полюсу.
Все индивидуумы, которые достигли некоторой степени самомастерства, делают это неопределенным образом, на определенном уровне более или менее бессознательно. Но Мастер делает это, сознательно используя свои желания, достигает равновесия и душевной стойкости, почти недоступной пониманию той части масс, которые качаются туда и сюда, как маятники. Этот Принцип полярности был глубоко изучен Герметиками, и методы противодействия, нейтрализации и их использование образуют важную часть Герметической философии, Алхимии Разума


Принцип причины и следствия
Каждый принцип имеет свое следствие, каждое следствие имеет свою причину. Все совершается в соответствии с законом. Случай есть не что иное, как имя закона, который нераспознан. Существует много планов причинности, но ничто не ускользает от закона.
Этот принцип заключает в себе тот факт, что существует причина для каждого следствия. Следствие исходит от каждой причины. Он объясняет, что все совершается в соответствии с законом, что ничто никогда просто не случается, что нет такой вещи, как случай, что хотя существуют плоскости причины и следствия, причем высшие плоскости доминируют над низшими, однако ничто никогда ни в чем не избегало закона. Герметисты понимают искусство и методы возвышения над простейшими плоскостями причин и следствий до определенной степени и при помощи разумного возвышения на более высоком плане, они становятся источниками вместо того, чтобы быть следствиями. Массы людей проносятся, послушные окружающей среде. Желания, стремления, страсти сильнее их самих.
Наследственность, мнительность и другие внешние причины двигают их как пешки по шахматной доске жизни.
Но Мастера, поднимаясь на высшие планы, управляют своими настроениями, характерами, достоинствами и силами так же, как и окружающая их среда, становятся движителями вместо пешек. Они помогают играть игру жизни, вместо того, чтобы ими играли или двигали чужие желания и окружающая среда. Они используют принцип, вместо того, чтобы быть его орудием. Мастера подчиняются причинности Высших Планов, но они помогают править в своем собственном плане. В этом утверждении сконцентрировано все здоровое знание Герметиков — пусть читает, кто хочет.

Принцип пола
Пол во всем, все имеет свой Мужской и Женский Принцип. Пол проявляется во всех плоскостях.
В этом принципе заключается истина, что во всем проявляется пол — Мужской и Женский. Сущность (начала) всегда в действии. Это справедливо не только в физической плоскости, но и в душевной и даже в духовной. В физической плоскости Пол проявляется как секс, на более высоком уровне он приобретает более совершенные формы; но повсюду тот же самый.
Никакое творчество — физическое, духовное или душевное — невозможно без этого принципа. Понимание его законов прольет свет на многие предметы, которые ставят в тупик человеческие умы.
Принцип Пола действует всегда в направлении воссоздания и творчества. Все вещи и все люди содержат оба начала, или этот великий Принцип, внутри себя (его или ее).
Любой мужской предмет обладает женским началом, так же и наоборот. Если вы поняли философию научного и духовного творчества создания и воссоздания, вы должны понять и изучить этот Герметический Принцип. Он содержит разрешение многих тайн жизни. Мы предупреждаем вас, что этот Принцип не имеет никакого отношения к многочисленным низким полевым деградирующим похотливым теориям, усилиям и руководствам, которые преподносят под завлекательными названиями и которые проявляются проституцией Великого естественного Принципа Пола.
Так низменные остатки древних печально знаменитых форм фаллицизма способствуют разрушению души, разума, тела, и Герметическая философия всегда поднимала свой протестующий голос против этих низменных учений, которые ведут к похоти, разврату и извращению принципов Природы. Если вы стремитесь к таким учениям — идите куда-нибудь в другое место. Герметизм не содержит ничего для вас в этих строках. Для чистого все вещи чисты, для низкого — низки.

В заполярной Игарке обнаружено много обломков халцедона, имеющих странные поверхности или подозрительно ровную шлифовку, сродни нынешней лазерной, хотя этот материал вместе с гравием добывается из местного карьера, с уровней, датируемых как минимум в 50-150 тысяч лет.

Среди этих кусков кварцита явными артефактами являются, по крайней мере, два. Один из фрагментов (на снимке) содержит 4 символа, заключённые в треугольники (они попарно и последовательно связаны между собой внутренним смыслом), второй меньше размером и пострадал больше - риски треугольников и внутренних изображений прочитываются частично. Полупрозрачные обломки сероватого или желтовато-зелёного цвета (зависит от освещения) несут на себе следы термического воздействия (взрыва? Извержения) - во всяком случае, присутствует впечатление скоротечного процесса (желтовато - бурый цвет в некоторых углах, оплавленные кромки. Дополнительную окатку камни явно получили либо на дне древнего моря, либо во время катаклизмов ледникового периода. Оттенок камней открывает путь к возможному объяснению, почему в сохранившемся предании бытует версия, будто "Скрижаль" учителя рода человеческого была написана на пластинке изумруда (т. е. минерала зелёных оттенков.

Как повествуют предки, на небольшой пластине уместилась "вся Мудрость" вселенной. Подобные знания дошли до нас в табличках Изиды, системе таро - это 22 символа. Исходя из размеров найденного в Игарке фрагмента, такое количество треугольников свободно умещается на пластинке 12 х 12 см!

Специалистов по герметическим наукам (по имени Гермеса) в мире немного, но знатоков достаточно, и их не придётся убеждать: если "Скрижаль" Гермеса действительно существовала, то самая краткая, самая глубокая, самая доступная для человека форма записи - это именно группа таких треугольников, какие мы видим на осколке.

Вполне возможно, что вблизи Игарки в древние времена располагался храм (или комплекс храмов), где в закодированной для непосвящённых форме, в буквальном смысле - в кристаллизованном виде - хранились знания об устройстве мироздания, или же, может быть, кристаллы, испещрённые изображениями и символами, использовались в ритуальных действах (не надо забывать, что кварц и кварциты применяются для передачи энергии и информации, исцеления и т. п..

Судя по чистоте и ёмкости символов, трёхлучевой свастике (а не, скажем, крестообразной), данная информация намного старше известных нам цивилизаций, включая египетскую. Скорее всего, это - матрица, с которой в образовательных или иных целях делались оттиски на глине или подобном материале (например, лучи свастики должны быть "Закручены" по часовой стрелке. Этих символов, в виде ленты или геометрической фигуры, могло быть 22. Тогда четыре треугольника на обнаруженном камне - это фрагмент космогонии (проникновение духа в материю, возникновение вселенной. В том случае, если же треугольные символы были заключены в более крупные равносторонние треугольники, то таких фигур было две, а общее число символов - 36 36 (отсюда берут начало 72 гения, 72 ангела, 72 имени бога, 72 мудреца и т. д. . заключённые в символах знания настолько древние и сокровенные, что стали тайными слишком давно. Например, даже самые ранние индийские Янтры, предназначенные для медитации и познания вселенной, содержат пустые треугольники и лишь изредка - текстовые мантры в некоторых (см. Рис., в данном случае их 36. В такой системе помогающие изображения отсутствуют, а состав информации, излучаемой на медитирующего, диктуется самим местоположением треугольника среди других.

Самые глубокие и предельно систематизированные толкования на эту тему можно найти в трудах в. Шмакова, Е. блаватской, Рерихов. Сознательно или случайно искажённые отголоски этой символики разбросаны по масонской, алхимической, оккультной литературе, энциклопедиям и справочникам. Теперь есть доказательства, что подобные знаки - не придумка тайных обществ прошлых веков, а вполне реальное наследство, доставшееся нам от предыдущих цивилизаций. (c) Александр тощев.

Согласно легендам, Тот был обожествленным царем Египта за десятки тысяч лет до нашей эры. Египетская хронология древнеегипетского историка и жреца Манефона называет эту эпоху царствованием Богов. Предание гласит, что Тот – Атлант обладал тайным учением, наследием цивилизации погибшей Атлантиды.

Тот был строителем Великой пирамиды в Гизе. В ней он интегрировал своё знание древней мудрости и спрятал летописи древних Атлантов. Он был правителем множества колоний Атлантов, включая колонии Южной и Центральной Америки.

Тот был «писцом Богов» - посредником между Богами и людьми. Согласно египетской мифологии, Тот почитался как Бог мудрости, счёта и письма, покровитель наук, писцов,
священных книг, создатель календаря. Согласно древнегреческому философу Платону, Тот открыл для египтян числа, геометрию, астрономию и буквы.

Как повествуют предания, на небольшой пластине изумруда уместилась «вся мудрость Вселенной». По преданию, Тот - Гермес был автором 36 тысяч книг, посвященных магии, астрологии, алхимии и медицине, важнейшей из которых является знаменитая «Изумрудная скрижаль».

Легенда гласит, что «Изумрудная скрижаль» была найдена в IV веке до нашей эры Александром Македонским в могиле Гермеса, похороненного египетскими жрецами в Великой Пирамиде Гизы.

«Скрижали» были оставлены Гермесом Трисмегистом на пластине из изумруда. По преданию, к этому времени текст «Скрижалей» существовал уже много тысяч лет.

Интересен тот факт, что в заполярной Игарке обнаружены обломки халцедона, которые имеют шлифовку, напоминающую следы лазерной обработки. Халцедон с гравием добывается из карьера, с уровней, датируемых как минимум, в 50 - 150 тысяч лет.

Эти куски кварцита желтовато-зелёного цвета являются древними артефактами, они содержит символы сакральной геометрии, фрагменты «Цветка Жизни».

Оттенок камней объясняет древнее предание о том, что «Скрижаль» Гермеса - Тота была написана на пластинке изумруда - минерала зелёных оттенков.

«Изумрудные Скрижали» Тота Атланта - Гермеса Трисмегиста были переведены доктором Морисом Дореалем и опубликованы в 30-х годах ХХ века.

«Я, Тот, Атлант, господин таинств, хранитель летописей, могущественный владыка, маг, живущий из поколения в поколение, в преддверии ухода в залы Аменти, дабы указать путь для тех, кто придёт после, передаю эти Скрижали могущественной мудрости Великого Атланта».

Как пишет Дореаль, «… Скрижали датированы примерно 36000 годами до нашей эры. Атлантический Жрец - Тот основал колонию в древнем Египте после гибели Атлантиды. На Скрижалях высечены знаки древнего языка Атлантов».

Подобные знания дошли до нас в табличках Исиды - системе ТАРО. Считается, что 78 карт ТАРО произошли от 78-и золотых табличек, страниц «Книги Тота», написанной Тотом - Гермесом.

В преданиях герметических (эзотерических) орденов упоминается о том, что 22 картины Старших Арканов ТАРО были изображены на стенах 22-х комнат египетского храма, в которых ученики магов проходили посвящение в тайные мистерии.

Доказательство существования Тота – Гермеса находится в Берлинском музее, где хранятся древние папирусы, в которых описано, как фараон Хуфу (Хеопс) разыскивал «ковчег мудрости Тота».

Неизменный атрибут Гермеса - Жезл – средоточие магических сил. Жезл сделал Гермеса Богом и вестником Богов, открыл пути в три мира: мир Богов, мир людей и мир мертвых.Жезл Гермеса состоит из двух змей, обвившихся вокруг центрального стержня и раскрывших пасти на Солнце с крыльями.

Магический Жезл Гермеса - «Кадуцей» является символом подъема энергии Кундалини. С точки зрения триединства, Жезл символизирует все эволюционные процессы, протекающие во Вселенной, как процессы триединства.

Один из центральных символов древнеегипетской культуры - знак Бога Ра, также содержит эти символы: две змеи, охраняющие солнце с крыльями.

Изображения двух симметричных змей, двух сущностей, которые объединяет и разделяет третье начало, присутствует в наиболее древней европейской цивилизации - трипольской культуре.

Государственный герб Украины – Трезуб также является схематизированным символом принципа тройственности мира - Триглава. Принцип Триглава выражен двумя противоборствующими и третьим – разделяющим и объединяющим божественным началом. Копии жезла Гермеса - посохи православных иерархов.

Основной постулат легендарной «Изумрудной Скрижали» Гермеса Трисмегиста гласит:

«То, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху».

Гермес - Тот даёт духовным искателям следующие напутствия:

Отыщи в жизни своей беспорядок и уничтожь его.Сбалансируй и упорядочи жизнь свою.Истреби весь хаос своих эмоций и обретёшь тогда ты гармонию в жизни.Покоряй молчанием привычку многословия.Направляй всегда взор к Свету.Ключ к Высшим мирам внутри тебя.Распахни врата внутри себя, и ты будешь жить жизнью истинной.

Латинский текст скрижали был известен ещё в Средние века, впервые он был опубликован в 1541 году в трактате «Об алхимии», подписанным именем Хрисогон Полидор(Chrysogonus Polydorus), и этот латинский текст много раз издавался. С ссылкой на более поздние издания он приведён в начале монографии Ю. Руска (1926 г.), являющейся до сих пор основным источником достоверных сведений о скрижали. Также были найдены две версии скрижали на арабском языке, одна из которых приводится в работах алхимика. Э. Дж. Холмъярд обнаружил её в 1923-м году во «Второй Книге о Стихии Мироздания» Джабира (), Руска работал с другим арабским вариантом Скрижали из книги озаглавленной «Тайна Творения» и приписываемой Аполлонию, этот вариант был переписан с еще более древней рукописи в составе сборника наставлений для правителя "Китаб Сирр аль-Ашрар", который считается письмом отк. Предполагаемый греческий первоисточник не найден.

Видео Изумрудная скрижаль Гермеса Трисмегиста.

Гермес Трисмегист. Наследие Египта

Гермес Трисмегист – олицетворение архетипа божественного посланника, посредника между богами и людьми. Он был первым посвятителем Египта, который принес древнее наследие Атланиды в египетские земли, сделав их центром эзотерических, духовных и оккультных учений.

Гермес – это уровень небесного посвящения или родовое имя, как Будда или Иисус. Его великой миссией была передача человечеству Знания о высших законах Вселенной и об устройстве мироздания. Мистерии сообщают о том, что Гермес Трисмегист был избавлен от смерти, и многократно перерождаясь, из воплощения в воплощение он возвращался в мир людей, дабы осуществить данное ему свыше предназначение.

После крушение атлантической цивилизации и гибели ее континента, Тот Гермес Трисмегист причалил к берегам Африки, где впоследствии он возвел Великие Пирамиды Гизы, ставшие храмами для его мистического учения.

Проходили тысячелетия. Египет переживал свержение власти, вторжения язычников и падение до идолопоклонничества. Но пирамиды Гизы оставались непоколебимыми и неприступными, выполняя свое предназначение и сохраняя великое наследие древнего посвященного Гермеса Трисмегиста.

Через посвящение египетских пирамид проходили многие духовные учителя. На базе герметического знания создали свои религии Орфей и Моисей. В средние века учение Гермеса получило отражение у суфиев. В Европе герметизм получил свое распространение через мистическую науку - алхимию.

В общей сложности Гермесу Трисмегисту приписывают 42 работы, включающие труды по астрологии, алхимии, философии, магии и медицине. Самые популярные из них:

  • Изумрудная скрижаль Гермеса Трисмегиста, которая была найдена в египетском храме на его могиле. Скрижаль вырезана на изумрудной пластине и содержит в себе текст с основными тезисами герметического учения. Средневековые алхимики считали, что в ней зашифрована магическая формула, рецепт получения философского камня.
  • Герметический корпус, в первой части которого наиболее содержательно изложены основные герметические положения, описывающие модель мирозданиия, что дал Гермесу в его видениях Помандрес – Божественный Ум.
  • Кибалион – герметический трактат, в котором изложены Законы Гермеса Трисмегиста в форме семи универсальных принципов, действующих во Вселенной.

История герметизма

Древние источники говорят, что герметизм берет своё начало еще в далёкие времена Атлантиды. Гермес Трисмегист – прародитель герметизма – был реаинкарнацией Атланта Тота, который после гибели своего континента привез в Египет Знание, за что почитался египтянами как бог мудрости и письма.

Тот многочисленно перерождался: то в облике древнегреческого Гермеса, то в лице древнеримского бога Меркурия. Но из воплощения в воплощение, он неустанно передавал человечеству знания, из которых впоследствии сформировался герметизм – древнее оккультное учение, которое сочетало в себе философию, религию и науку.

Древнеегипетский Бог Тот

По легенде, перед тем, как окончательно покинуть земной мир, Гермес возвел пирамиды Гизы и поместил в их храмы свое наследие. Так Египет стал центром духовного и мистического посвящения на многие века вперед.

В храмы Египта стекались искатели и посвященные с разных частей света. Мудрость, спрятанная в стенах египетских пирамид, стала источником для учений Пифагора, Орфея и Моисея. Из герметизма черпали свои знания суфии, и на его же основе была создана одна из мировых религий – христианство.

Гермес Трисмегист. Средневековье.

3 науки герметизма

Герметическое учение основывается на трех фундаментальных системах знаний триединого мира. Каждая система соответствует одному из трех уровней мироздания и одному из трех планов человеческой сущности: духу, душе и телу.

  • Астрология соответствует миру физическому и раскрывает суть влияния космических тел на процессы и явления земного мира;
  • Алхимия соответствует миру астральному и содержит в себе знание о принципах трансформации вещества на пути его эволюции. Главной сутью алхимии было постижение духовной трансформации и совершенствования. Превращение свинца в золото – иносказательный образ эволюции души, на ее пути к просветлению.
  • Теургия – практическая часть герметического учения, по-другому – магия. Эта наука соотносится с проявлением святого духа, чей принцип – действие. Теургию также называют искусством Божественного Делания. Эта система включает в себя практики по взаимодействию с мистическими силами и оперированию реальностью.

Философия герметизма

Герметизм основывался на вере в Единый запредельный Разум, который стал началом всего сущего, и частью которого является все во Вселенной. Отождествляя Бога и Вселенную, герметическое учение раскрывает единство в множестве и множество в единстве.

Все действует по закону аналогии, потому как все есть единое Высшее Сознание. Но любое движение жизни – есть взаимодействие дуальностей. Две дуальности, суть две стороны Единого, в творческом процессе рождают бесконечное число пропорций и вероятностей. И это делает возможным выбор. Делая выбор, душа плетет свою судьбу, выбирает свой путь. Путь каждого неповторим. Но все пути ведут к Единому божественному источнику, ставшему началом создания.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

«Изумрудная скрижаль. Макрокосм и микрокосм». Раскрашенная гравюра М. Мериана из книги «Basilica Philosophica» (1618)

Изумру́дная скрижа́ль Гермеса (лат. Tabula Smaragdina Hermetis) - важнейший памятник египетского герметизма, получивший широкое распространение в латинском переводе. Согласно легенде текст скрижали был оставлен Гермесом Трисмегистом на пластине из изумруда в египетском храме и обнаружен на могиле Гермеса Аполлонием Тианским, по другой версии - Александром Македонским.

Текст представляет собой чрезвычайно сжатую формулировку основных учений герметической философии, своего рода герметический « символ веры ». По одной из распространённых версий толкования «Изумрудной скрижали», на ней записан рецепт алхимического Великого Делания, то есть рецепт получения философского камня.

Текст

Латинский текст скрижали был известен ещё в Средние века, впервые он был опубликован в 1541 году в трактате «Об алхимии», подписанным именем Хрисогон Полидор(Chrysogonus Polydorus), и этот латинский текст много раз издавался. С ссылкой на более поздние издания он приведён в начале монографии Ю. Руска (1926 г.), являющейся до сих пор основным источником достоверных сведений о скрижали. Также были найдены две версии скрижали на арабском языке, одна из которых приводится в работах алхимика Джабира ибн Хайяна, предполагаемый греческий первоисточник не найден.

Титульный лист немецкого издания «Изумрудной скрижали» (1657)

Латинский текст Русский перевод
Verum est sine mendacio, certum et verissimum: Истинно - без всякой лжи, достоверно и в высшей степени истинно:
Quod est inferius est sicut id quod est superius. То, что внизу, аналогично тому, что вверху.
Et quod est superius est sicut id quod est inferius, ad perpetranda (praeparanda, penetranda) miracula rei unius. И то, что вверху, аналогично тому, что внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи (философского камня?).
Et sicut omnes res fuerunt ab Uno, mediatione (meditatione) Unius, sic omnes res natae fuerunt ab hac una re, adaptione (adoptione). И подобно тому, как все вещи произошли от Единого, так все вещи родились от этой единой сущности через приспособление (принятие).
Pater eius est sol, Mater eius est luna. Солнце её отец, Луна её мать.
Portavit illud ventus in ventre suo. Nutrix eius terra est. Ветер носил её в своём чреве. Земля её кормилица.
Pater omnis thelesmi totius mundi est hie. Вещь эта - отец всяческого совершенства во всей вселенной.
Vis eius integra est, si versa fuerit in terram. Сила её остаётся цельной (неизрасходованной), когда она превращается в землю.
Separabis terram ab igne, subtile a spisso, suaviter mango cum inqenio. Ты отделишь землю от огня, тонкое от грубого осторожно и с большим искусством.
Ascendit a terra in coelum, iterumque descendit in terram, et recipit vim superiorum et inferiorum. Эта вещь восходит от земли к небу и снова нисходит на землю, воспринимая силу как высших, так и низших областей мира.
Sic habebis gloriam totius mundi. Таким образом ты приобретешь славу всего мира.
Ideo fugiet a te omnis obscuritas. Поэтому от тебя отойдёт всякая темнота.
Haec est totius fortitudinis fortitudo fortis, quia vincet omnem rem sumtilem, omnemque solidam penetrabit. Эта вещь есть сила всяческой силы, ибо она победит всякую самую утончённую вещь и проникнет собою всякую твёрдую вещь.
Sic mundus creatus est. Так был сотворён мир.
Hinc erunt adaptiones mirabilies, quarum modus est hic. Отсюда возникнут удивительные приспособления, способ которых такой (изложено выше).
Itaque vocatus sum Hermes Trismegistus, habens tres partes philosophiae totius mundi. Поэтому я был назван Гермесом Трижды-величайшим, так как я обладаю познанием трёх частей вселенской философии.
Completum est quod dixi de operatione solis. Полно то, что я сказал о действии солнца.

На протяжении всей истории человечества существовали таинственные книги, артефакты и реликвии, якобы содержащие в себе некие мистические знания или силы.

История наводнена рассказами о подобных предметах и людях, которые тратили всю свою жизнь на их поиски.

Один из подобных артефактов представляет собой выгравированный на камне древний текст, который со временем стал одной из самых влиятельных письменных реликвий алхимии и основой для большого количества оккультных знаний. Однако сам этот предмет давным давно куда-то пропал в тумане веков.

Предположительно в этом предмете содержалась большая сила, магические тайны, тайны алхимии, человеческого разума, и, возможно, даже самой Вселенной.

Речь идет о так называемой Смарагдовой таблице (Tabula Smaragdina), она же Изумрудная таблица (скрижаль), создал которую Гермес (Меркурий) Трисмегист. Это загадочное божество, которое в древней Греции называли Гермесом, а в древнем Египте богом Тотом. В христианской традиции он долго считался реально жившим в 5 веке священником и философом.

Как могла бы выглядеть Изумрудная скрижаль

Внешний вид таблицы описывался в разных источниках по разному, но чаще всего упоминалась прямоугольная таблица (или несколько табличек) из неясного зеленого материала, на котором были вытравлены различные символы и надписи, в том числе о том как одну материю превратить в другую. То есть рецепт созданияФилософского камня.

По одной из теорий эту таблицу создал не Гермес, а Сиф, сын Адама и Евы, но нашли ее якобы в руках останков под статуей Гермеса в Тиане. Было это в 8 веке и нашел таблицу арабский маг Балинас. По другой версии таблицу куда раньше нашел сам Александр Македонский.

Также есть версии, что Изумрудная таблица родом из Атлантиды, где была создана богом Тотом 38 тысяч лет назад.

С таким огромным количеством окружающих этот артефакт теорий и легенд практически невозможно определить где ее все-таки реально обнаружили и кто ее создал на самом деле. Так или иначе, но в 12 веке нашей эры текст таблицы был переведен на латинский язык испанцем Хьюго Санталла, знаменитым в те годы переводчиком с арабского.

По одной из самых интересный версий текст таблицы был написан английским ученым, математиком, астрономом, богословом и философом Исааком Ньютоном, который на самом деле написал удивительное количество работ на предмет алхимии. Ньютон якобы потратил много времени, работая с текстом таблицы.

Как видно из русского перевода выше, текст этот можно интерпретировать по разному, в том числе поклонники версии с Ньютоном уверены, что тут зашифрованы законы о движении и земном тяготении. Сам Ньютон также много писал о философском камне и был буквально одержим возможностью его создания.

Кроме того, он якобы нашел в тексте много разных алхимических тайн, которые он считал не просто символическими, но описанными буквально как процессы, которые могут быть выполнены в лабораторных условиях.

"Я скептик по своей природе, но у меня нет никакой альтернативы, кроме как предложить поддержку утверждения, что Изумрудная скрижаль имеет трансформирующие свойства. Там есть и другие вещи, кроме трансмутации металлов, которые никто не понимает", - писал Ньютон.

Конечно все это очень интригующе, но нет никаких доказательств того, что Ньютон вообще хотя бы видел саму таблицу. Вероятно и переводчик на латынь работал лишь с предполагаемым арабским переводом с таблицы, а не с ней самой. Поэтому есть большой риск, что оригинальная информация с таблицы была сильно изменена и искажена через серию переводов.

И конечно есть большая вероятность, что Изумрудной скрижали никогда и не существовало, а все это лишь средневековые легенды. В наши дни следы этого артефакта давно утеряны и даже невозможно сказать, где находилась эта таблица хотя бы 500 лет назад.

Уважаемый собеседник, во время нашего обсуждения Вы сказали, что текст Изумрудной Скрижали показался Вам непонятным, что для меня совсем не удивительно. Скрижаль Гермеса невозможно постичь, читая, как обычный текст. Каждая ее фраза требует размышления, медитации - возможно, в течение ряда лет. Некоторые алхимики всю жизнь держали этот текст где-нибудь рядом, на видном месте, чтобы взгляд время от времени останавливался на нем.

Поскольку фигура Тота - Гермеса Трисмегиста (в исламской традиции его принято называть Идрисом), считающегося родоначальником сакрального знания, мне глубоко близка, я даже почитаю его кем-то вроде покровителя... и египетский портрет Тота-Гермеса с головой птицы-ибиса много лет встречает меня в моей комнате, я решила, в рамках нашей беседы, посвятить эту заметку Изумрудной Скрижали.

На понимание отдельных фраз герметического текста Скрижалей у меня ушло от трех до пяти лет. Это была работа не с книжкой, конечно, но последовательное приобретение опыта внутренней трансмутации, чтение других книг, активные размышления. Хотя я не могу проделать аналогичную работу за кого-либо, попытаюсь, тем не менее, подсказать одну вещь, которая может помочь в понимании текста Гермеса.

Изумрудную Скрижаль нельзя читать, как привычные нам тексты, где нечто излагается в прямой последовательности от А до Я, от начала до конца. Он хитроумно составлен из трех элементов, которые переплетены между собой в очень сложном узоре.

Первая и последняя фраза Скрижали как бы стоят в стороне от остального содержания. Они начинают и замыкают круг, как команды BEGIN и END в компьютерном алгоритме.

Собственно узор начинается со второй фразы. Три составляющие его элемента становятся очевидными, если выделить соответствующие части текста разными цветами.

Первая из составляющих описывает нисходящую октаву Творения, схождение духа в материю. Вторая - восходящую октаву трансмутации - эволюцию, Великое Делание, путь из терний к звездам . Третий элемент, действующий как уравновешивающая сила, объединяет и первую, и вторую части в единое целое («Так создан мир»).

Это и есть три части знания Гермеса Триждывеликого обо всем мире. И это, в принципе, все, что человек когда-либо сможет узнать. Если то, что он открывает для себя через астрономию, физику, химию, математику, биологию или любую науку, хорошо укладывается в дух этого текста - значит, человек на правильном пути.

Здесь есть законы Вселенной, которые современная наука или философия уже сформулировала, либо только подходит к их пониманию - монизм, двуединство, тройственность, фрактальность, принцип эволюции...

Здесь есть все эзотерические законы и принципы, включая алхимические, теургические. Если до конца постичь этот текст, можно прочитать любую сакральную диаграмму - от магического квадрата до эннеаграммы.

Здесь дан метод для внутреннего преобразования, который по-разному формулируют различные духовные школы - он очень простой, но работающий... если его применять, конечно.

И что же это за таинственная вещь, о которой говорит Скрижаль?

А эта вещь и есть Гермес-Меркурий, квинтэссенция или Вездесущий Элемент.

В общем, слово Гермесу...

Истинно, без тени лжи, достоверно и истинно в высшей степени.
То, что внизу, подобно тому, что наверху , и то, что наверху, подобно тому, что внизу, замыкая круг чуда Единства.
И подобно тому как все вещи низошли из Единого по замыслу Единого, так все вещи появляются из этой одной вещи путем приспособления.
Солнце - ее отец, Луна - ее мать. Ветер носил ее в своем чреве, земля ее вскормила.
Эта вещь - отец всяческого совершенства в мире. Сила ее остается совершенной, даже когда она нисходит в землю.
Ты должен отделить землю от огня, тонкое от грубого, осторожно и с великим искусством.
Эта вещь восходит от земли к небу и снова нисходит на землю , получая силу как высших, так и низших вещей мира.
Так ты приобретешь славу всего мира, и темнота отойдет от тебя.
Эта вещь - сила любой силы, ибо она восходит выше самой утонченной вещи и пронизывает самую твердую вещь. Так создан мир.
Так возможно приобщиться к чудесам приспособления, в соответствии с данным здесь методом.
Поэтому я зовусь Гермес ТРИЖДЫвеликий, обладающий ТРЕМЯ ЧАСТЯМИ знания обо всем мире.
Сим мною завершено то, что должно было быть сказано о Работе Солнца.

Новое на сайте

>

Самое популярное