Домой Породы Персидский царь захвативший вавилон. Древний мир

Персидский царь захвативший вавилон. Древний мир

Кир - захват Вавилона, Набонид, Валтасар

«И камни возопиют…» Опарин А.А.

Часть I. Археологическое исследование книги пророка Даниила
7. «Я назвал тебя по имени…»

2 октября 562 года до Р. Хр. в Вавилоне умирает царь Навуходоносор Второй. Казалось, что дыхание жизни, покинувшее великого царя, покинуло и созданную им империю. Примирившись с Богом, правитель оставил непримиренное, терзаемое внутренними смутами государство. Зная открытый ему Господом ход всемирной истории и убедившись на собственном горьком опыте, что изменить его нельзя, царь, видимо, чувствовал приближение срока Серебряного царства, которое должно было смести все плоды его деятельности. Но этого факта не желала принимать жреческая и военная знать, которая сразу после похорон великого царя начала борьбу за власть. В течение пяти лет на престоле побывали три царя - Авель-Мардук (562-560 до Р. Хр.), сын Навуходоносора, Нериглассар (560-556 до Р. Хр.), зять Навуходоносора и Лабаши-Мардук (556-556 до Р. Хр.), сын Нериглассара, внук Навуходоносора, поставленные на престол и умерщвленные этой же знатью.

Последний переворот произошел в мае 556 года до Р. Хр., когда жрецы, недовольные начинаниями Лабаши-Мардука, умертвили царя. На опустевший трон они возводят сына одного из арамейских вождей Набонида, имевшего весьма опосредованное отношение к правящей династии. Но тут жрецы ошиблись, ибо в новом царе они получили религиозного реформатора. Матерью нового царя была Аддагуппи, жрица бога Сина (бога Луны). И поэтому, находясь под сильным влиянием матери, правитель начинает выдвигать бога Сина на первое место в вавилонском пантеоне богов. Делал он это также и для того, чтобы ограничить власть всесильных жрецов бога Мардука, центром которых был храмовый комплекс Эсагила (куда входила и Этеменанка - знаменитая вавилонская башня). Одновременно с этим Набонид приступает к активной внешней политике. В 553 году до Р. Хр. он захватывает у мидян Харран, воспользовавшись их войной с персами, а затем и область Тейму в Центральной Аравии. Туда же в 549 году он переносит свою резиденцию, оставив управление Вавилоном на своего сына Валтасара (Бел-Шар-Уцуру), внуку Навуходоносора по материнской линии. Имя последнего долгое время вызывало нескончаемые споры в научных кругах. Дело в том, что на протяжении веков это имя упоминалось только в Библии (см. главу 5 книги пророка Даниила), в то время когда все другие источники говорили только о Набониде, как последнем царе Вавилона, не упоминая имени Валтасара. Еще более неясным на этом фоне выглядел 29 текст 5 главы книги пророка Даниила: «Тогда по повелению Валтасара, облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его и провозгласили его третьим властелином в царстве». Почему третьим? Почему не вторым, когда первым и единственным повелителем Вавилона был Набонид? В конце концов, споры закончились тем, что Валтасару было отказано в исторической реальности, а глава 5 книги пророка Даниила, под громкие овации атеистов, была объявлена сказкой! Но в защиту своего правителя подали голос вавилонские хроники…

Вавилонская хроника
В 1853 году в Уре, при одном из храмов, была обнаружена так называемая Колонна Набонида, представлявшая собой каменную летопись. При ее расшифровке было прочитано следующее: «Да не согрешу я, Набонид, царь Вавилонский, против тебя. И пусть мое почтение живет в сердце Валтасара, моего первородного и любимого сына… И вложи в сердце Валтасара, первородного сына моего, порождение моих чресл, страх перед твоей высочайшей божественностью, дабы он не совершил никакого греха и насладился полнотою жизни» [*1]. Сегодня имя Валтасара заняло свое законное место в исторических трудах не только зарубежных, но и отечественных историков, идеология государств которых долгое время не позволяла писать правду. Анализируя сообщения древних историков и летописцев и сравнивая их с Библией, профессор Йельского университета Р. Ф. Даферти пишет: «Библейское сообщение превосходит все остальные, потому что оно приписывает Валтасару царскую власть и потому, что оно признает, что в царстве осуществлялось двойное правление» [*2].

Анналы истории
Несмотря на активную политику Набонида, страна неудержимо катилась в пропасть. Помимо прямой угрозы, исходившей от только что созданной Мидо-Персидской монархии, в самой Вавилонии царь не имел поддержки. С одной стороны, недовольные его политикой жрецы Мардука, вступившие в тайные переговоры с Киром, с другой стороны, покоренные народы, тяготившиеся вавилонским игом. Непонятный перенос царской резиденции в Тейму, видимо, был вызван опасениями Набонида за свою жизнь. «В столице же фактическим правителем остался сын Набонида - Валтасар (Бел-Шар-Уцуру)» [*3]. Тем временем весной 539 года до Р. Хр. Мидо-Персидская армия под предводительством Кира начинает поход на Вавилон. Вглядываясь в события тех лет, в хронику войн и походов, дворцовых переворотов и мятежей, убеждаешься, «что Бог предсказал события точнее, чем их фиксировала история и что воистину история - это исполнившиеся пророчества». И, наверное, последнее определение лучше всего подходит для истории как науки. И пример с Киром в который раз убеждает нас в этом.

Библейское свидетельство
«…Господь… Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «Ты будешь построен!» и храму: «Ты будешь основан!» Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: «Я держу тебя за праву руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтобы отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись; Я пойду пред тобою, и горы уравняю, медные двери сокрушу, и запоры железные сломаю. И отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев» (Ис. 44:28; 45:1-3). В этом пророчестве, сказанном за 150 лет до рождения Кира (датировку данного пророчества не оспаривали даже ученые-атеисты), были предсказаны не только указ о восстановлении Иерусалима, не только могущество будущего государства, но что самое чудесное - имя будущего царя - Кира! За 150 лет Бог открыл пророку Исайи имя этого царя, которому было Богом суждено исполнить Божественную волю. Геродот нам подробно рассказывает о детстве Кира, о том, как его хотел умертвить дед, царь Мидии Астиаг, опасавшийся за свой трон, о чудесном избавлении Кира и не менее замечательное его возвышение [*4]. Выжив и сделавшись царем по-человечески вопреки всему, Кир вступает в единоборство с Вавилоном, выполняя таким образом, сам не ведая того, Божественную волю, выполняя приговор, произнесенный Богом Вавилону, погрязшему в разврате и идолопоклонстве.

Примечания к 7 главе

[*1] ANET. Р. 313 b.
[*2] Nabonidus and Belshazzar. 1929. P. 200.
[*3] Всемирная история. В 24 т. 1996. Т. 3. стр. 229.
[*4] Геродот. Указ. соч. Кн. 1. стр. 108-130.

Между тем в 550 г. до н. э. персидский царь Кир покорил Мидию. Готовясь к борьбе, Вавилония, по некоторым известиям, вступила в союз с Египтом и Лидией (в Малой Азии).

Но Киру удалось в 546 г. завоевать всю Малую Азию, включая Лидию, причём его войска прошли вдоль вавилонской границы.

После покорения Лидии персы стали явно готовить поход на .

Набонид и Валтасар рассчитывали, видимо, отсидеться за мощными укреплениями, сооружёнными ещё Навуходоносором. Однако решающим оказалось то, что к моменту персидского наступления в 538 г. они лишились всякой поддержки в стране.

Торгово-ростовщическая верхушка рабовладельцев и жречество не видели для себя пользы от царствования Набонида; им мерещились обширные рынки державы Кира, и они не усматривали ничего плохого в том, что горный «варвар» станет в конце концов вавилонским царём, как были до него вавилонскими парями, например, касситы и халдеи.

Вавилонское войско, вероятно наполовину наёмное, наполовину набранное насильно, при этом долго находившееся в бездействии, не имело ни нужной боевой подготовки, ни охоты драться с армией, покорившей в течение немногих лет две крупнейшие державы.

Широкие народные массы были безразличны к судьбе рабовладельческого государства, которое приносило им одни лишь непосильные тяготы, разорительные повинности и непрестанные поборы.

В 538 г. началось наступление персов и мидян вниз по долине реки Дпялы. После сражения под Описом, у впадения этой реки в Тигр, персы без боя миновали Мидийскую стену Навуходоносора и заняли Сиппар.

Широко известна легенда, рассказанная в «Книге Даниила» в Библии о том, что Валтасар пировал во дворне, когда на стене появились буквы, начертанные огненной рукой и предвещавшие падение Вавилона в ту же ночь.

Образ деспота, пирующего во дворце и неспособного понять знаки, предвещающие его неминуемую гибель, вошёл в демократическую и революционную поэзию XIX и XX вв. н. э.

Был взят при следующих обстоятельствах: Набонид вернулся в Вавилон и вместе с Валтасаром заперся в цитадели. Но когда персидские войска оказались под стенами Вавилона, перед ними ворота были открыты без боя.

Сражались только во дворах дворца-цитадели; Набонид был захвачен в плен и позже отправлен в почётную ссылку в Карманию, на востоке Ирана; Валтасар был убит. Характерно, что персы взяли под охрану вавилонские святилища, и культ отправлялся всё время беспрепятственно.

Когда же через некоторое время Кир лично явился в Вавилон, была составлена надпись-манифест, в котором Кир присвоил себе традиционную титулатуру вавилонских царей и выражал порицание «безбожному» правлению Набонида.

Статуи богов, свезённые Набонидом в Вавилон перед осадой, были возвращены на их прежние места. Жречеству Вавилонии персы оказывали всяческое покровительство.

Формально Вавилонское царство просуществовало ещё некоторое время и после этого, так как цари персов продолжали одновременно именоваться «царями Вавилона». Но надежды вавилонской знати на ведущую роль в Персидской державе не оправдались.

На была наложена дань, которая около 500 г. до н. э. составляла более 30 т серебра в год; даже Египет уплачивал меньше - 20 т.

В остальном хозяйственная и внутренняя политическая жизнь Вавилонии мало изменилась, но этнический состав населения стал значительно более пёстрым: появились малоазийские, египетские и иранские воины и купцы; много персов осело здесь, войдя в число вавилонских землевладельцев и рабовладельцев.

Положение народных масс всё более ухудшалось под двойным гнётом собственного господствующего класса и персидской деспотии.

Вавилон был одним из самых грандиозных городов в древнем мире, а также являлся центром цивилизации Месопотамии. Это была держава, которой управлял Сейчас руины давно утратившего своё величие Вавилона - это холмы, располагающиеся поблизости Эль-Хилла, города в Ираке.

История Вавилона

Просуществовал Вавилон приблизительно около двух тысячелетий. Его возникновение относят к третьему тысячелетию до н.э. Через тысячу лет после основания городом завладели амореи, которые начали основывать свою династию. Во время правления Хаммурапи Вавилон становится политическим центром в стране. Такое положение он сохранял ещё 1000 лет. Город олицетворял «обитель царственности», и даже его бог Мардук получил почетное место в пантеоне покровителей всей Месопотамии. Со второго тысячелетия до н.э. здесь наблюдался заметный подъём - происходило развитие торговли и ремёсел, численность населения резко возросла. Расцвёл и внешний облик Вавилона - районы застраивались, обновлялось укрепление, прокладывались улицы.

Год взятия Вавилона персами

Середина 6 века до н.э. стала временем значительных изменений. Царь Кир II повёл свои персидские войска на город с целью завоевания Вавилона. Армия его равнялась на ассирийскую - были подобраны превосходные лучники и конница. Помощь от Египта не поступила, и Вавилону пришлось самостоятельно встретить жестоких и решительно настроенных завоевателей.

Год взятия Вавилона персами - 539 до н.э. Войска Кира осадили город. Жители, которых когда-то заставили переселиться со своих земель, не хотели защищать Вавилон. Их намерения были прозрачны - если старая власть падёт, то, возможно, персы не будут их удерживать, и они смогут вернуться в родные края. Таким образом, ведение захватнической политики отразилось на агрессивном отношении жителей города. Даже среди вавилонской знати были разговоры о том, что Кир II может стать лучшим царём. Жрецы открыли ворота армии в надежде обрести более весомый статус перед народом и новой властью. Так у Персидского царства появилась новая столица - Вавилон.

Последний вавилонский царь

Завоевание персами Вавилона не застигло столицу врасплох. Во время нападения город имел большой продовольственный запас и мог бы ещё удерживать осаду продолжительное время. Царь Валтасар (насчёт подлинности его имени у историков возникает множество сомнений) устраивал пиры, чтобы показать, что он не боится Кира. Столы были уставлены драгоценными сосудами, которые служили чашами для питья. Они были отобраны у покорённых народов. Имелись среди них и сосуды из храма в Иерусалиме. Правители прославляли вавилонских богов, которым доверяли свою судьбу, потому что полагали, что удача их не оставит и на сей раз, несмотря на усилия Кира и его сообщников в городе.

Судьба Валтасара

Во время одного из празднований, где находилось множество вельмож и дворян, по преданию, в воздухе появилась рука человека и начала медленно выводить слова. Царь остолбенел от ужаса при виде этой картины. Были собраны мудрецы, но язык им этот был неведом. Затем царица посоветовала позвать Даниила - пожилого пророка, который ещё при Навуходоносоре слыл мудрым советчиком. Он перевёл фразу с Дословно она гласила «Исчислен (конец твоего царствия), взвешен и отдан персам». Этой же ночью халдейского правителя настигла смерть.

Как был взят Вавилон - версии

Разные источники описывают различные варианты покорения. Год взятия персами города Вавилона таит много неясностей. В библейском рассказе говорится (больше предполагается), что столица после осады была взята приступом (или при помощи хитрости). По этой версии, царь Валтасар погиб во время стычки с врагами ночью. Геродот подробно рассказывает о военной хитрости, проявленной Киром.

Клиническая летопись повествует о другом - персидские войска разбили вавилонян во время боя в открытом поле. Затем Кир беспрепятственно вошёл в город. Однако и в этой истории есть двусмысленность. Её можно также понимать следующим образом - город продержался 4 месяца, а затем персы вступили в него.

Правительство Кира

Год взятия Вавилона персами показал, что новый царь начал восстанавливать порядок. В города были возвращены изображения божеств, которые вывезли во время предыдущих правлений. Началась реставрация разрушенного Навуходоносором. Иудейские изгнанники смогли вернуться на свою родину. Кир планировал борьбу с Египтом и укреплял границы своих владений. При его правлении Иерусалим стал самоуправляемым храмовым городом, как и Вавилон, Ниппур и другие. Некоторое время руководить новому царю помогал Камбис - его сын. Киром были приняты царские титулы Вавилонии. Таким образом, он показывал, что намерен продолжать установившуюся политику. Кир стал «царём стран и царей», что говорит о многом касательно самой державы.

Год взятия Вавилона персами принёс много изменений. После того как город был завоёван, западным странам до границ с Египтом ничего не оставалось, как подчиниться новому могущественному властителю - Киру.

Воссоединение в одно большое государство было выгодно торговым группам и купцам, которые ранее опасались нападений на дорогах. Теперь весь посреднический рынок между Востоком и Западом был в их руках. История Вавилона говорит о новой столице большой державы и присоединённых странах как о «Вавилоне и Заречье».

Город окреп и возродился, стал очень важным политическим центром нового государства. Кир не только думал о расширениях территорий своего царства в Египте, но и внимательно следил, чтобы границы его державы оставались неприступными, например, для кочевников-скифов.

Взятие Киром Вавилона

538 год до н. э.

После покорения Лидии персидский царь Кир начал медленное наступление на Вавилон. Его стратегия сводилась к тому, чтобы прежде всего изолировать Вавилон от внешнего мира. Результатом этой изоляции был значительный упадок торговли Вавилона, что вызвало недовольство вавилонских торговых кругов. Многочисленные иноземцы, находившиеся в вавилонском плену, ожидали прихода персов, особенно иудеи и финикийцы.

Весной 539 года до н. э. персидская армия двинулась в поход на Вавилон. В этот критический момент Угбару, наместник области Гутиум (вавилонская провинция к востоку от среднего течения Тигра), изменил царю Набониду и перешел на сторону Кира. По словам знаменитого греческого историка Геродота, при переправе через Гинд (современная Дияла) одна из священных белых лошадей утонула в нем. Кир в гневе приказал наказать реку. В течение лета персидское войско прорыло триста шестьдесят каналов и отвело воду из реки. По всей видимости, Кира задержали гидравлические сооружения Навуходоносора, приведенные в действие и залившие водой все пространство от Описа и Сиппара к югу, отрезав таким образом Вавилон от вражеской армии.

До нас дошло также интересное описание Геродотом укреплений Вавилона, относящихся к концу VII века до н. э. Данные, которые приводятся в этом описании, подтверждены раскопками. Теперь известно, что Вавилон был окружен тремя стенами толщиной соответственно 7, 7,8 и 3, 3 метра. На одной из стен было около трехсот башен, расположенных одна от другой на расстоянии сорок четыре метра. Стены опоясывал глубокий и широкий ров, наполненный водой. Каждая стена имела большое количество ворот, окованных медью. Город Вавилон был самой мощной крепостью своего времени.

«Наказание реки», которое Геродот представляет как самодурство, было на самом деле вполне обдуманным предприятием – снова спустить воду с затопленной местности и сделать её проходимой. Только после этого Кир продолжил поход. Вавилонское войско встало лагерем у города Опис, прикрывая переправы через Тигр. Но Кир в 20-х числах сентября неожиданно обошел Мидийскую стену с запада. Посланный Киром корпус Угбару осадил Вавилон, в котором находился сильный гарнизон во главе с сыном Набонида Валтасаром. Сам же Кир ударил в тыл стоящей у Описа армии Набонида. В сражении у Описа, которое произошло в самом конце сентября, вавилонская армия потерпела жесточайшее поражение и бежала. Набонид с немногими приближенными хотел отступить к Вавилону, но путь туда был отрезан войсками Угбару, и Набонид укрылся в Борсиппе. 10 октября был захвачен без боя Сиппар, а 12 октября, согласно вавилонским источникам, Угбару вступил в Вавилон. Как пишет Геродот, Кир велел отвести реку и вступил в город по её руслу, в то время как жители справляли какой-то праздник. Но современная событиям Вавилонская хроника ничего об этом не говорит, и поэтому многие историки считают сообщение Геродота недостоверным. Валтасар, пытавшийся оказать сопротивление персам в центре города, был убит.

Согласно Библии, в ночь взятия Вавилона персами на устроенном Валтасаром последнем пиру, он святотатственно использовал для еды и напитков священные сосуды, вывезенные его отцом из Иерусалимского храма. В разгар веселья на стене появились начертанные таинственной рукой слова на иврите: «мене, мене, текел, упарсин». Пророк Даниил истолковал надпись, в переводе с иврита означающую: «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено», – и расшифровал ее как послание Бога Валтасару, предсказав скорую гибель ему и его царству. В ту же ночь Валтасар погиб.

Угбару, наместник Гутиума, который командовал персидскими войсками, вступившими в Вавилон, немедленно принял меры по предотвращению в городе резни и грабежей. Набонид, узнав о падении Вавилона и гибели Валтасара, покинул Борсиппу, вернулся в Вавилон и добровольно сдался в плен. 29 октября 539 года до н. э. в город вступил и сам Кир, которому была устроена торжественная встреча. «3-го арахсамну (29 октября), – продолжает хроника, – Кир вступил в Вавилон. [Улицы] перед ним были устланы ветвями. Мир в городе был установлен. Кир объявил мир всему Вавилону». Пленный Набонид без лишнего шума был отправлен в почётную ссылку в отдаленную Карманию на востоке Ирана, где и окончил свои дни.

В официальной вавилонской историографии события были изображены так, будто вообще никакой войны с персами не было, а если и имели место отдельные инциденты, вроде битвы при Описе, то в них повинен был только Набонид, но никак не Вавилон. Кир охотно принял эту версию вавилонской олигархии, ибо она вполне отвечала его интересам, и постарался подкрепить её делами. Жителям вавилонских городов были обещаны мир и неприкосновенность. Сначала Кир назначил царём Вавилона своего старшего сына и наследника Камбиса, но спустя несколько месяцев, видимо, по политическим мотивам, Кир отстранил сына от власти и короновался сам.

Захватив Месопотамию, персидский царь формально сохранил Вавилонское царство и ничего не изменил в социальной структуре страны. Вавилон стал одной из царских резиденций, вавилоняне продолжали занимать преобладающее положение в государственном аппарате, а жречество получило возможность возродить древние культы, которым Кир всячески покровительствовал. В надписях на кирпичах он выступает и почитателем вавилонских богов, и благодетелем Эсагилы и Эзиды. Более того, власть Кира в Вавилоне не рассматривалась как чужеземное господство, так как он получил царство «из рук бога Мардука», исполнив древние священные церемонии, и принял титул «царь Вавилона, царь стран». Однако фактически Вавилония из самостоятельного царства превратилась в сатрапию державы Ахеменидов и лишилась всякой независимости во внешней политике, да и внутри страны высшая военная и административная власть теперь принадлежала персидскому наместнику (по-вавилонски bel-pahati – «областеначальник») Вавилона и Заречья, то есть всей Нововавилонской империи. Этим «областеначальником» Кир назначил Угбару, которого греки звали Гобрием.

После захвата Вавилонии все западные страны до границ Египта – Сирия, Палестина и Финикия – подчинились персам добровольно. Торговые города Финикии так же, как вавилонские и малоазийские купцы, были заинтересованы в создании большого государства с безопасными дорогами. Так возникает грандиозная персидская мировая держава, протянувшаяся от Балкан до Индии. Вавилон стал, наряду с Персеполем, Сузами и Экбатанами, одной из четырех столиц персидского царя.

Из книги Армия, которую предали. Трагедия 33-й армии генерала М.Г. Ефремова. 1941-1942 автора Михеенков Сергей Егорович

Глава 8 Взятие Боровска Далеко ли немцы ушли от Наро-Фоминска? Прорыв к Боровску. Окружение Боровского гарнизона. Приказы Жукова и распоряжения Ефремова. Прорывы и окружения вместо фронтальных атак. 93, 201 и 113-я стрелковые дивизии блокируют Боровск. Штурм. Зачистка. 4 января

Из книги Армия, которую предали. Трагедия 33-й армии генерала М. Г. Ефремова. 1941–1942 автора Михеенков Сергей Егорович

Глава 8 Взятие Боровска Далеко ли немцы ушли от Наро-Фоминска? Прорыв к Боровску. Окружение Боровского гарнизона. Приказы Жукова и распоряжения Ефремова. Прорывы и окружения вместо фронтальных атак. 93, 201 и 113-я стрелковые дивизии блокируют Боровск. Штурм. Зачистка.

Из книги Великие полководцы и их битвы автора Венков Андрей Вадимович

ВЗЯТИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ ТУРКАМИ (1453 г.) Византийская империя, наследовавшая в основном территорию, столицу и население Восточной Римской империи, в XV в. находилась в состоянии упадка. Она являла собой очень небольшое государство, власть которого распространялась лишь на

Из книги Русский флот в войнах с наполеоновской Францией автора Чернышев Александр Алексеевич

ОСАДА И ВЗЯТИЕ КОРФУ 9 ноября эскадра Ф.Ф. Ушакова («Св. Павел», «Мария Магдалина», фрегаты «Св. Николай» и «Счастливый») пришла к Корфу и встала на якорь в бухте Мисанги. У острова Св. Мавры остались линейный корабль «Св. Петр» и фрегат «Навархия» для установления порядка на

Из книги Из истории Тихоокеанского флота автора Шугалей Игорь Федорович

1.6.3. Осада и взятие Пекина Ещё в июле 1900 г. в России была объявлена мобилизация и начата переброска войск на Дальний Восток. В этом очень помогла Транссибирская магистраль, хотя пропускная способность её была недостаточной и часть войск доставляли из европейской части

Из книги Великие битвы [фрагмент] автора

Взятие Киром Вавилона 538 год до н. э. После покорения Лидии персидский царь Кир начал медленное наступление на Вавилон. Его стратегия сводилась к тому, чтобы прежде всего изолировать Вавилон от внешнего мира. Результатом этой изоляции был значительный упадок торговли

Из книги Все Кавказские войны России. Самая полная энциклопедия автора Рунов Валентин Александрович

Взятие Ведено После ухода Муравьева-Карского наместником Кавказа и командующим находившимися там войсками, как и следовало ожидать, стал князь А.И. Барятинский. К тому времени Александру Ивановичу исполнился 41 год. Он был одним из самых молодых «полных» генералов

Из книги Трагедии Севастопольской крепости автора Широкорад Александр Борисович

Глава 6. ВЗЯТИЕ ПЕРЕКОПА Итак, попытка немцев с ходу ворваться в Крым провалилась. Манштейн решил собрать силы 11-й армии в кулак и 24 сентября прорвать оборону русских на перешейке.Чтобы набрать достаточно сил для вторжения в Крым, Манштейну пришлось до минимума оголить

Из книги Великие битвы. 100 сражений, изменивших ход истории автора Доманин Александр Анатольевич

Взятие Багдада монголами 1258 год Великий Западный поход 1236–1242 годов не стал последним в череде завоевательных кампаний Монгольской империи. Новый великий монгольский хан Менгу, воссевший в 1251 году на кошму из белого войлока, объявляет о подготовке еще двух

Из книги Суворов автора Богданов Андрей Петрович

Взятие Акры 1291 год После Айн-Джалута почти непрерывное наступление монголов на Ближнем Востоке было остановлено. Новый султан Египта и Сирии Бейбарс обратился против старинных врагов ислама – крестоносцев. Он наносил по христианским городам и крепостям методичные и

Из книги Кавказская война. В очерках, эпизодах, легендах и биографиях автора Потто Василий Александрович

Взятие Казани Иваном IV 1552 год В 1480 году была подведена черта под 240-летним господством над Русью (Россией) монгольских и татарских ханов. Великий князь Московский Иван III Васильевич в «стоянии на Угре» отстоял независимость рождающегося Русского государства. С этого

Из книги Воспоминания (1915–1917). Том 3 автора Джунковский Владимир Фёдорович

КУБАНСКОЕ ВЗЯТИЕ Нерешительная политика наступлений и отступлений в отношении Турции провалилась. Сохраненное на карте Крымское ханство и подданная ему Ногайская орда в Закубанье бурлили мятежами. Весной 1782 г. Екатерина Великая вынуждена была вновь ввести войска в

Из книги автора

XX. ВЗЯТИЕ АББАС-АБАДА И ДЖЕВАНБУЛАКСКИЙ БОЙ Нахичеванская область граничит с Карабагом. Но сообщения между ними по горным дорогам в эпоху персидской войны были трудны и сопряжены к тому же с постоянными опасностями от нападений разбойничьих татарских племен, кочевавших

Из книги автора

XXXI. ВЗЯТИЕ ТАВРИЗА Осенью 1827 года персидская война, которую так усложнило было неожиданное нашествие Аббас-Мирзы на Эчмиадзин, вдруг получила совершенно непредвиденно решительный оборот. Дело в том, что, пока армия Паскевича, после падения Эривани, еще только шла на

Из книги автора

V. ВЗЯТИЕ АНАПЫ В то время как на главном театре войны Паскевич только еще готовился к походу, вдали, на берегах Черного моря, совершилось другое событие, весьма важное для дальнейших судеб войны в Азиатской Турции, – перед русскими войсками пала Анапа, этот оплот

Завоевание Вавилона персами

Персидский царь Кир в 550 г. до н. э. покорил Мидию.

Падение Мидийской державы было встречено Набонидом с радостью, ибо давало ему возможность закрепиться в Харране. Но торжество его было преждевременным, так как Персия оказалась более опасным врагом, чем Мидия.

Если верить некоторым источникам, Вавилония, проводя подготовку к предстоящей войне, заключила союз с Египтом и Лидией (в Малой Азии). Несмотря на это, в 546 г. Кир покорил всю Малую Азию, включая Лидию, а его войска прошли вдоль вавилонской границы.

Очевидно, Набонид и Валтасар, надеялись, что какое-то время им удастся отсидеться за мощными укреплениями, которые в свое время были сооружены Навуходоносором. К этому моменту, когда персы начали наступление в 538 г., цари Вавилонии уже не обладали никакой поддержкой в стране. Это и было определяющим.

Когда началась война Нововавилонского царства с Персией, положение Набонида осложнилось внутренними раздорами. Столичное жречество и торгово-ростовщическая верхушка рабовладельцев не видели пользы для себя от царствования данного царя. Росло недовольство религиозной политикой царя, провозгласившего главой пантеона вместо Мардука бога луны Сина, почитавшегося в родном городе Набонида Харране.

Вавилонские купцы, деловые операции и доходы которых страдали от военных действий, желали окончания тяжелой войны, хотя бы за счет подчинения Киру, надеясь развернуть свою деятельность в пределах обширной державы Персии.

Жречество и торгово-ростовщическая верхушка рабовладельцев не усматривали ничего плохого в том, что на вавилонский престол вступит Кир, как до него были вавилонскими царями, например, касситы и халдеи.

Вавилонское войско, долгое время находилось в бездействии. Очевидно, это войско наполовину наемное, наполовину набранное насильно, не было достаточно подготовлено, а также не имело желания сражаться с армией, которая завоевала на протяжении многих лет две крупнейшие державы.

Судьба рабовладельческого вавилонского государства была безразличной широким народным массам, которые видели в его существовании для себя непосильные тяготы, разорительные повинности и непрестанные поборы.

Еще более горячо ждали прихода персов иудейские переселенцы, надеясь, что персидский царь освободит их из «вавилонского плена» и вернет на родину.

В 538 г. до н. э. персы и мидяне начали наступление вниз по долине реки Диялы. После сражения под Описом, у впадения этой реки в Тигр, персы без боя миновали Мидийскую стену Навуходоносора и заняли Сиппар.

До нас дошла легенда, которая рассказана в «Книге Даниила» в Библии о том, что Валтасар пировал во дворце, когда на стене появились буквы, начертанные огненной рукой. Эти буквы предвещали скорое падение Вавилона, которое произойдет в ту же ночь.

В демократической поэзии XIX и XX вв. хорошо представлен образ Валтасара, пирующего во дворце, и не способного понять знаки, пророчащие его неминуемую гибель.

Вавилон был захвачен при следующих обстоятельствах: Набонид вернулся в Вавилон и вместе с Валтасаром заперся в цитадели. В то время, когда войска Кира находились под стенами Вавилона, ворота перед ними были открыты без боя.

Сражение велось только во дворах дворца-цитадели. В такой обстановке Вавилон не могло спасти ни открытие шлюзов и затопление окрестностей, ни могучие стены. Персы проникли в город с помощью своих сторонников.

Набонида захватили в плен и позже отправили в почетную ссылку в Карманию, на востоке Ирана. Валтасар был убит.

Очень примечательно было отношение персов к вавилонским святилищам. Они взяли под охрану вавилонские святилища, и культ отправлялся все время беспрепятственно.

Кир, спустя некоторое время, лично прибыл в Вавилон, где им была составлена надпись-манифест. В этой надписи-манифесте Киром была присвоена традиционная титулатура вавилонских царей. В ней же он порицал «безбожное» правление Набонида.

Известно, что перед осадой Набонид перевез в Вавилон статуи богов. С приходом Кира эти статуи были возвращены на их прежние места.

Как и ожидали представители жречества, жившие в Вавилонии, персы оказали им всяческое покровительство.

Вавилонское царство после падения Вавилона формально просуществовало еще какое-то время. Цари персов одновременно продолжали именоваться «царями Вавилона» Вавилонской знати так и не удалось играть ведущую роль в Персидской державе.

Персами была наложена дань на Вавилонию. Эта дань около 500 г. до н. э. составляла 30 т серебра в год. Известно, что размер такой дани, уплачиваемой Египтом, был значительно меньшим: 20 т.

Незначительные изменения произошли в хозяйственной и внутренней политической жизни Вавилонии. Зато этнический состав населения приобрел более пеструю окраску: появились малоазийские, египетские и иранские воины и купцы. Также некоторое количество персов вошло в число вавилонских землевладельцев и рабовладельцев.

Простое население ожидало лишь ухудшение их участи, так как теперь они подвергались двойному гнету: собственно господствующего вавилонского класса и персидской деспотии.

Из книги Скифы: исчезнувшие владыки степей автора Алексеев Сергей Викторович

Война с персами Сыном и наследником Сальвия был Иданфирс. В историю он вошёл как предводитель скифов в борьбе с персидским нашествием. Эта схватка причерноморских кочевников с сильнейшим и крупнейшим государством тогдашнего мира известна нам благодаря подробному

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора

6. БИБЛЕЙСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ - ЭТО ОРДЫНСКО-АТАМАНСКОЕ = ТУРЕЦКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО ВЕКА 6.1. ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ БИБЛЕЙСКОГО ИСХОДА Всем хорошо известна библейская история исхода 12 израильских колен из Египта под предводительством пророка

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Встреча с персами В конце VI века до н. э., после возвращения скифов из Азии, в Скифию вторглись войска персидского царя-полководца Дария, создателя самой могущественной державы того времени, простиравшейся от Египта до Индии. Война со скифами для персов принесла немало

Из книги История Византийской Империи VI – IX вв автора Успенский Федор Иванович

Глава III Взятие Иерусалима персами. Вторжение в Персию в 623 г. и ряд поражений, нанесенных персидскому царю Осада Константинополя аварами и персами Всемирно-историческое значение персидской войны Первые годы правления Ираклия изображаются в историографии как период

Из книги История Византийской империи. Т.1 автора

Из книги Русь и Рим. Русско-Ордынская Империя на страницах Библии. автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 3 Завоевание земли обетованной - это османское = атаманское завоевание XV века 1. Общий взгляд на историю библейского Исхода Всем хорошо известна библейская история Исхода двенадцати израильских колен из Египта под предводительством пророка Моисея. Она описана в

Из книги История Византийской империи. Время до крестовых походов до 1081 г. автора Васильев Александр Александрович

Война с персами Пятидесятилетний мир с Персией, заключенный в 562 году Юстинианом, был нарушен при Юстине II, который не захотел дальше платить условленной ежегодной суммы денег. В это время ввиду общих действий против Персии завязались интересные сношения Византии с

Из книги Прокопий Кесарийский. Война с вандалами. Война с персами. Тайная история автора Кесарийский Прокопий

Война с персами

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Завоевание Вавилона касситами Вавилонское царство после смерти Хаммурапи стало постепенно клониться к упадку. Преемники Хаммурапи пытаются первое время продолжать его деятельность. Так, Самсуилуна (1749–1712 гг. до н. э.) - сын Хаммурапи - приказывает прорыть два новых

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Завоевание персами Лидии Получив весть о том, что его мидийский союзник свергнут, лидийский царь Крез поспешно собрал армию и пересек бывшую границу, проходившую по реке Халис, чтобы спасти остатки империи. Кир, который не так давно возродил титул «царь Парсы», «посчитал

Из книги История Византийской империи. Эпоха смут автора Успенский Федор Иванович

Глава III Взятие Иерусалима персами. Вторжение в Персию в 623 г. И ряд поражений, нанесенных персидскому царю. Осада Константинополя аварами и персами. Всемирно-историческое значение персидской войны Первые годы правления Ираклия изображаются в историографии как период

автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 4 Пятикнижие Библейский Исход и завоевание Земли Обетованной - это османское = атаманское завоевание XV века 1. Общий взгляд на историю Библейского Исхода Великий Египет в Библии Всем хорошо известна библейская история исхода 12 израильских колен из Египта под

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

4. Атаманское = османское завоевание Земли Обетованной Иисусом Навином описано также как завоевание апостола Иакова 4.1. Святой апостол Иаков и его захоронение в известном испанском соборе Сантьяго де Компостела Считается, что святой апостол Иаков, один из двенадцати

Из книги Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 1 автора Светозаръ

Завоевание русами и ариями Ирана и Вавилона В то время, когда князья русов Словен и Скиф двинулись на запад, другой князь арий Кисек повёл своих родичей «на полдень», что означает на юг. Естественно, что русы и арии в честь своего князя самоназвались кисейцами. Это

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Рассказы по истории Крыма автора Дюличев Валерий Петрович

ВОЙНА СКИФОВ С ПЕРСАМИ Скифы пришли в Крым в VII веке до н. э. из Азии. Это ираноязычные племена. В Крыму проживали племена царских скифов (существовали также племена скифов-пахарей, скифов-кочевников и другие).Самым замечательным событием в ранней истории Скифии явилось

Новое на сайте

>

Самое популярное