Домой Аксессуары Мазикин демон. Истинные имена всех демонов ада

Мазикин демон. Истинные имена всех демонов ада

Она у всех на слуху. Вот, скажем, демоны. Реалисты хоть и посмеются, а все же знают, что это такое. И в ночную тьму, когда ненужные мысли лезут в голову, волей-неволей тоже подумается: а может, правда, существуют? Найти список демонов ада с фото, конечно, не получится - да и не докажет это ничего, а все же поинтересоваться порой весьма полезно.

Демонология - культурное наследие народов мира

Конечно, это все лирика, а кроме того, личное дело каждого. Но подобные рассказы и мифы, легенды, передающиеся из поколения в поколения, страшные сказки, зачастую сходны в некоторых трактовках. Все они сводятся к одному названию - демонология. Мифы демонологии очень древние. Некоторые имена демонов, которые можно почерпнуть из нее, превратились в другие - дали вдохновение для персонажей литературы, изобразительного искусства и театра.

Мистика вообще всегда вдохновляла творцов. Это - огромный пласт, в котором старое можно сколько угодно показывать в новом свете и каждый раз удивлять.

Кроме того, демонологию в ее привычном смысле можно считать наследием культуры в той же мере, как и другие мифы.

Демонология, кроме всего прочего, включает в себя список демонов ада. Имена обычно расставляются в алфавитном порядке или по демонической иерархии.

Христианская демонология

Христианство представляет демонов как падших ангелов. Первый, и самый главный из них, конечно, Люцифер - бывший ангел, прекраснейший из них, посмевший возомнить себя самим Богом. Дальше христианская демонология разделяется на две ветви: первая повествует о том, что Люцифер ответственен за творение остальных злых духов, вторая отрицает возможности Дьявола творить, оставляя данный процесс только за Богом, а значит, иные демоны - также падшие ангелы, только более низкого ранга, те, которые преклонились перед Люцифером сами.

Вообще Люцифер - самый известный и самый неоднозначный образ в демонологии. Ему же приписывают имена Дьявола и Сатаны, он же является Властителем Ада, хотя в то же время указывается, что он заперт в своем королевстве, и его же слуги распаляют жар, в котором он горит. В любом случае, если рассматривать список демонов Ада, имена которых расставлены по иерархии, Люцифер будет на первом месте.

Злые духи или бездушные существа?

Интересная дилемма насчет наличия души у демонов: по христианской демонологии само название бесспорно указывает, что, разумеется, есть. Другие же источники несколько различаются по мнению в этом вопросе.

Так, например, есть теория, что падшие ангелы - это высший ранг демонов, самые главные и самые сильные из них. Остальные же - это души людей, попавших в ад и превратившиеся в злых духов. По этой теории получается, что душа у демонов все-таки есть.

Другая теория исходит из того, что демон оттого и демон, что он бездушен. Потому у них и черные глаза - ничего не отражающее зеркало души. Объяснение у теории такое, что демоны не умеют чувствовать. Вследствие всего этого человек, попавший в ад за свою греховность, страдает там веки вечные, и выбраться ему не представляется возможным даже в виде демона.

Демоны ада: список имен

Как видно, вопросов насчет демонологии существует много. Почти все из них имеют неоднозначные ответы. Есть ли что-то в этой псевдонауке определенное? Как ни странно, это имена. Так, знамениты демоны ада, список имен которых составляли демонологи: среди них есть те, которые известны из литературы даже тем, кто в общем-то далек в своей жизни от мистики, есть такие, которые напрямую связаны с библейскими событиями, а есть и те, которые могут весьма удивить своей необычайностью и в то же время подробной историей. Ниже представлен иерархический список демонов в демонологии.

  1. Люцифер (ивр. לוציפר; лат. Lucifer) (свет несущий) - Властитель Ада. После того как Люцифера низвергли с небес, его облик из прекрасного ангельского сменился на безобразный: красная кожа, рога и темные волосы. За его плечами огромные крылья, а каждый палец венчает остроконечный коготь. Сила дьявольская огромна, ему подвластно все в Аду, и все в нем ему поклоняется. С образом Люцифера связывают такие характеристики, как свобода (восстание), гордыня и познание. После падения с небес приобрел имя Сатаны. К грехам этого демона прежде всего приписывают попытку заполучить Божий престол, но также и то, что именно Люцифер подарил людям знание. В христианской демонологии его именем также является и Дьявол.
  2. Касикандриэра - жена Люцифера. Повелительница Ада. Упоминается в малом количестве источников.
  3. Астарот (лат. Astaroth; ивр. עשתרות) - первый в Аду после Дьявола. Он один из тех падших ангелов, что последовали за Люцифером и потому были низвергнуты с небес с ним же. Обладает недюжинной силой. Очень талантлив, умен и обаятелен. Он красив, и ему нетрудно вызвать любовь к себе при помощи своего очарования. Однако красоты в нем столько же, сколько и жестокости. Астарот чаще других демонов изображается в человеческом облике. В гримуарах он, напротив, уродлив, но ни в одном источнике не умаляют его силу. Популяризация образа этого демона сводится к использованию его в литературе и ином искусстве. Знаменитый Воланд, к примеру, во многом похож на Астарота. К характеристикам правой руки самого Сатаны причисляют возможность сделать человека невидимым, подарить власть над змеями, а также ответить на любой вопрос.
  4. Астарта (ивр. עשתורת) - жена Астарота. В некоторых источниках образы демонических мужа и жены сливаются в одного падшего ангела под именем Астарт. Написание обеих имен на иврите идентичны. Древние финикийцы называли войны и материнства.
  5. Вельзевул (ивр. בעל זבוב‏‎‎‎, Beelzebub) - Повелитель мух, демон Власти, командует легионами Ада. Имя Вельзевула также небезызвестно: оно иногда также называется как еще одно имя Дьявола. Этот демон чрезвычайно могуществен и считается соправителем Люцифера. Вельзевула иногда отождествляют с грехом чревоугодия, путая его с другим демоном - Бегемотом. Быть может, это потому, что облики, принимаемые Повелителем мух, разнообразны: от трехголового демона до огромной белой мухи. Данное прозвище, в свою очередь, имеет две возможные истории: считается, что Вельзевул наслал с мухами чуму на Ханаан, также причина может быть такой, что мухи ассоциируются с мертвой плотью.
  6. Буфовирт - жена Вельзевула.
  7. Лилит (ивр. ‏לילית‏‎‎‎, лат. Lamia) - первая жена Адама. Легенды о ней различны: ее называют и первой женщиной до Евы, которая была создана уже после Лилит, по ее внешности, но с нравом покорным. По этой теории, Лилит была создана из огня и потому была свободолюбивой, строптивой. Другая легенда называет первую демоницу змеей, которая также была в союзе с Адамом и, приревновав его к Еве, соблазнила ее Запретным Плодом. В Лилит величали Духом ночи, причем являться она могла то в образе ангела, то демона. В некоторых источниках эта демоница - супруга Сатаны, ее уважают и чтят многие демоны. Список имен женских начинала бы именно Лилит.
  8. Аббадон (ивр. אבאדון; лат.Abaddon) (погибель) - другое имя Аполлион. Властелин Бездны. Демон смерти и разрушения. Его имя также порой используется как еще одно имя Дьявола. Падший ангел, истребляющий все вокруг себя.

Перечислены главные демоны, занимающие высшие посты в Аду и принимающие зачастую человеческий облик. Большинство из них - падшие ангелы. Это очень могущественные демоны. Список имен на латыни дублируется русскими и древнееврейскими (на иврите) названиями.

Демоны-существа

Кроме падших ангелов, существуют еще демоны животного облика. Главные из них - Бегемот и Левиафан - огромные чудовища, созданные Богом. По легенде, в конце концов они должны сразиться в схватке и убить друг друга.

  1. Бегемот (лат. Behemoth;ивр. בהמות‏‎‎) - демон животного облика, умеющий принимать формы всех крупных зверей, а также лисицы, волка, собаки, кота. В иудейских преданиях Бегемот величается Символизирует плотские грехи - чревоугодие и обжорство. Кроме них, этот демон вызывает в людях их наихудшие черты, склоняет их к животному поведению и облику. Бегемот очень жесток и невероятно силен - сама его внешность отражает этот факт, однако на человека он также может влиять и косвенно, не прямым насилием - пробуждая у него страсть к греховности. В Аду он - Сторож в Ночи. Образ демона использовался в литературе: самый известный пример - это кот Бегемот Булгакова. Любимый шут Воланда из "Мастера и Маргариты" больше содержит характеристик от автора, чем от преданий, и тем не менее носит его имя. Также булгаковский кот обладает свойством оборотня.
  2. Левиафан (ивр. לִוְיָתָן) - огромное чудище, о котором ходит много преданий. В некоторых источниках Левиафан - это демон, один из ангелов, свергнутый с небес вместе с Люцифером. В других Левиафан называется тем самым библейским змеем-искусителем, его обвиняют в том, что именно он подал Еве идею вкусить запретный плод. Третьи утверждают, что Левиафан - не ангел и не демон, а совершенно иное существо, чудовищное творение Бога, созданное раньше, чем все живое на Земле и на Небе. В одном сходятся все эти источники, называя чудовище огромной змеей. Это дает возможность подвергнуть сомнению первую теорию о падшем ангеле. Многоголовая змея, имя которой переводится как "извивающийся зверь" упоминается в Ветхом Завете. Предполагается, что Божье творение было таковым во имя персонификации всех сил зла, и что сам Творец уничтожил Левиафана еще в доисторические времена. Однако есть и другое предание, уже указанное выше: о Левиафане и Бегемоте, чья схватка и смерть еще грядет.

Бегемот и Левиафан - существа, которых чаще величают монстрами, а не демонами, и которые являются доказательством непостижимости Божьих творений.

Семь смертных грехов

Чуть ранее были представлены главные демоны: список имен и описание. Для некоторых из них были указаны ассоциации со смертными грехами. Однако существует и более подробная классификация данного явления:

  • Люцифер - Гордыня (лат. Superbia). Возгордившись собой, Люцифер попытался занять место Бога, за что и был изгнан с Небес.
  • Вельзевул - Обжорство (лат. Gula).
  • Левиафан - Зависть (лат. Invidia). Интересная параллель со змеиным обликом Левиафана и зеленым цветом Зависти.
  • Асмодей - Похоть (лат. Luxuria). Латинское название этого греха схоже с английским словом luxury - роскошь.
  • Маммон - Жадность (лат. Avaritia).
  • Бельфегор - Лень (лат. Acedia).
  • Сатана - Гнев (лат. Ira).

Разделение вызывает недюжий интерес: получается, что Люцифер и Сатана - не одно и то же. Почему так?

Дьявол, Сатана, Люцифер - разные имена одного и того же зла?

Разные ли это демоны ада? Список так же как и русских, не отвечает полностью на этот вопрос, хотя и дает небольшую предысторию. Окунемся же в нее.

Дьявол в переводе на латынь звучит как Satan и означает "враг", Сатана - Diaboli, чье значение "клеветник", следовательно, Дьявол и Сатана синонимичны относительно друг другу. Дьявольский образ противоположен Божьему. Предполагается, что Сатана - творец и владыка сил зла, что противоречит точке зрения о том, что все на свете создал Господь. Поэтому и возникает другая легенда - о Дьяволе как о Люцифере.

Предание уже описано здесь - изгнание прекрасного ангела и причина его падения с небес. Перевод имени Люцифер происходит от латинских корней lux - "свет" и fero - "несу". После заключения в Аду он взял себе другое имя. И миру явился Сатана.

На иврит Сатана переводится как Zabulus, из чего пошло мнение, что Вельзевул (Beelzebub) можно трактовать как Баал - дьявол, и это еще одно имя Владыки Ада. Но это самая непопулярная теория - так как существует множество легенд о Повелителе Мух в качестве самостоятельного персонажа. В то же время в иудейской среде этот демон имеет большую силу, чем в традиционной демонологии.

Что же насчет Люцифера и Дьявола? Несмотря на то что есть точная причинно-следственная связь и объяснение сразу двух (а то и трех) имен, до сих пор существует иная трактовка, где это разные демоны, и им причисляют разные свойства.

Самаэль - загадка демонологии

В дополнение к предыдущему вопросу стоит упомянуть и Самаэля. Когда были представлены демоны, список и описание, он не вошел в него. Это еще точно не решено, ангел Самаэль или демон.

По обычному определению Самаэль описывается как ангел смерти. Вообще-то эти существа не относятся ни к добру, ни к злу, как не относится к этим понятиям сама смерть. Это - естественный процесс, и потому шинигами, как величают их японцы, всего лишь следят за тем, чтобы все шло своим чередом. Но Самаэль - не такая однозначная личность, иначе не вызывал бы вопросов.

Имя Самаэля часто путают с главным Божьим Архангелом. Или называют в числе семи архангелов. Говорят также, что Самаэль - есть Демиург, то есть создатель всего живого, значит, Бог.

Интересно, что вместе с этим его же часто причисляют и к демонам Ада - более того, по некоторым утверждениям, Самаэль - истинное имя Дьявола, ангельское, до падения с небес. Правда, при таком раскладе непонятно, что есть такое Люцифер.

До загадки демонологии добралось и предание о змее-искусителе Евы - имеются источники, что это и был Самаэль.

Самое же популярное описание уже было приведено: Самаэль - ангел смерти, с одним только уточнением: тот самый ангел смерти, что пришел за Моисеем.

Антихрист

Ошибочно путать с Дьяволом и Антихриста. Ключ к разгадке этой персоны лежит в его имени: Антихрист - враг Христа, его антипод. Тот, в свою очередь, как известно, являлся сыном Бога, никак не его прототипом. Именем Антихриста иногда называют всякого, кто не исповедует Иисуса Христа, но на деле это не совсем верно. "Анти" значит "против". Антихрист должен быть именно врагом Иисуса, идти против него, быть равным ему по силе.

Инкубы и суккубы

Говоря о демонах, стоит упомянуть о более мелких служащих, ставших все же довольно известными в человеческих рядах. Это, конечно, демоны-искусители плотских утех, похоти и страсти.

Женская демоническая ипостась разврата - суккуб (иначе суккуба), вопреки представлениям о прекрасной дьяволице, безобразное чудовище. Низший демон, являющийся во снах известного содержания с гораздо более привлекательной внешностью, пожирает жизненные силы человека, опустошая его. Суккубы, разумеется, специализируются на мужчинах.

Столь же малоприятная сущность и мужская ипостась - инкуб, целью которого являются женщины. Действует он таким же методом, как и его "коллега". Суккубы и инкубы охотятся на грешников, их зона атаки - разум и подсознание.

В заключение

В статье приведены только самые известные и влиятельные демоны. Список, изображения в котором иллюстрируют злых духов, можно дополнить еще такими именами:

  • Аластор - демон-глашатай.
  • Азазель - демон-знаменосец, имя которого известно почитателям Булгакова.
  • Асмодей - демон разводов.
  • Барбас - демон сновидений.
  • Велизар - демон лжи.
  • Маммон - демон богатства.
  • Марбас - демон болезней.
  • Мефистофель - знаменитый демон, который служил Фаусту 24 года.
  • Оливьер - демон жестокости.

Если же вдаваться в подробности каждой мифологии и религии, то список может содержать более тысячи имен и этим не ограничиваться. Как видно из статьи, некоторые имена задают больше вопросов, чем дают ответов: разные веры трактуют их по-разному, иногда даже сложно понять, ангел это или демон, на чьей он стороне. Много неоднозначностей и с описанием самого Князя Тьмы, его именем, его владениями, его способностями.

Существуют легенды, по которым даже сами демоны не являются злыми духами, но промежуточными состояниями между людьми и богами, не добро и не зло. Демонология хранит много секретов. Хотим ли мы их раскрыть?

Мир демонов изменчив, он претерпевает метаморфозы, сравнимые с происходящими в мире людей, но зачастую гораздо более прихотливые. Ниже, в крайне общих чертах, мы представим основные этапы формирования демонологических представлений у евреев, обращая особое внимание на динамику этого процесса.

Библейская литература достаточно скромно населена демоническими созданиями, и функции последних немногочисленны. Демоны обитают в пустынях и в развалинах (Лев 16:10; Ис 13:21; 34:14), смущают дух человека, вводя его в заблуждение (1 Цар 16:15; 3 Цар 22:22–23) и ничто из совершаемого ими не происходит иначе как по воле Бога. Греческим словом «демоны» авторы Септуагинты переводили, как правило, два библейских термина: сеирим , т.е. «волосатые» (Лев 7:7, 2 Пар 9:15) и шедим (Втор 32:17), предположительно образованное от шуд , т.е. «разрушение» (см. Ис 13:6). Функции этих существ не очень-то четко обозначены. Понятно, по крайней мере, что они представляют силы хаоса и деструкции, и место их обитания обратно месту обитания людей – пустыня и дикие поля. Именно туда отправляют нагруженного человеческими грехами козла отпущения и очищающего от проказы голубя. Библейская демонология не очень дифференцирована и в основном служит для представления извечного конфликта между миром цивилизации и порядка и теми темными углами вселенной, пустынями и морскими безднами, где находят себе убежище остатки предвечного хаоса.

В литературе эпохи Второго Храма представления о демонах структуризируются, и отношения между ними и сынами человеческими приобретают характер поединка, но в то же время появляется и идея о возможной кооперации. Так, в рукописях Мертвого моря возникает представление об иерархии существ, правящих силами зла и лжи. Предводителем сил зла выступает владыка демонов – Блияал , Мастема или Сатан . В этот период демоны причиняют телесные и психические страдания и являются злыми искусителями, с которыми успешно борются магические исцелители, как это видно, например, из рассказов Нового Завета и некоторых апокрифических сочинений.

Что же касается близости и кооперации с демонами, исследователи усматривают тут влияние иранской культуры. Так, согласно книге Товит, созданной в еврейской общине ахеменидской Персии, демон Асмодей (в чьем имени исследователи усмотрели персидского демона-дэва Аешма-Девас) пытается овладеть благочестивой Сарой и убивает ее мужей, но в конце концов терпит поражение. Царь Соломон , согласно апокрифическому Завещанию Соломона, строит Храм при помощи демонов, что тоже напоминает поступки персидских царей использовавших демонов в мирных целях. Этот сюжет был унаследован талмудической литературой, рассказывающей о том, как царь Соломон пользовался услугами демонов обоего пола при строительстве Храма (Гиттин 68б). Демоны приносили Соломону семена растений, невиданных в земле Израиля, и воду для полива (Когелет Рабба 2:7).

Талмудическая демонология обогатилась персоналиями, и мир демонов приобрел иерархию. Цивилизованный мир оказался густонаселенным мелкими существами, невидимыми оку, а огромные демонические создания продолжили жить в недосягаемых просторах дикой природы. Согласно одному палестинскому преданию, весь мир заполнен мириадами невидимых глазу демонов, и на пасти каждого из них поместил милостивый Творец надежный намордник. И лишь когда человек согрешит, локальной нечисти, по месту жительства грешника, дается возможность нанести ему вред (Дварим Рабба, Рей). Согласно другому преданию, злые духи, мазикин , были сотворены Всевышним в сумерки до наступления первой субботы, т.е. их интегральная функция в этом мире была предусмотрена. Тем самым антагонизм между Богом и демонами сглажен, и характерный для иранской религии дуализм добра и зла не явен в талмудическом иудаизме. При этом богатая иранская мифология оказала большое влияние на демонологию Вавилонского Талмуда, в то время как в Палестинском Талмуде сатанинское воинство представлено гораздо скромнее.

Согласно другому представлению, демоны были созданы не Творцом в шесть дней творения, а произведены на свет «первой Евой» (ВТ Ерувин 18б, Берешит Рабба 17,7). И только в постталмудический период эта мать демонов была идентифицирована с демоницей Лилит (см. далее). В талмудической литературе упоминаются, обычно во множественном числе, ночные женские духи, порочные и опасные, называемые лейлиот (или лилин ), то есть ночные.

В литературе арамейских пересказов Писания (Таргумим ) помимо лилин , есть также телане (тени или вечерние духи), тихраре (полуденные духи), цафире (утренние духи), а также демоны засухи, шторма и землетрясений (Таргум Втор. 32:24, Песнь П. 3:8 и 4:6, Эк 2:5, Ис 34:4).

Согласно одному из мнений, нет возможности смертному узреть демонов. Только при помощи магических уловок, например, рассыпав в комнате пепел сожженной плаценты черной кошки, можно углядеть следы лапок петуха, что является неоспоримым признаком демонического присутствия (Берахот 6б). Демоны обитают на задних дворах и в подвалах домов, в далеких полях и меж пальмовых деревьев, некоторые гнездятся по ночам в городской бане, а особенные черти обитают в общественном туалете, расположенном, по обычаю древних, за городом (Брахот 3а, Шабат 67а).

Демоны нередко имеют человеческое обличие, но, в отличие от людей, не отбрасывают тени. Ночь – время демонов, ибо в темноте они могут неузнанными разгуливать среди людей. Не принято приветствовать человека, встреченного в темноте, поскольку ошибочно принятый за знакомого демон может увязаться за человеком и навредить ему (Мегилла 3а). Особенно опасен предрассветный час и то время, что предшествует первому петушиному крику. Человек, спящий в своем доме в одиночестве, может стать объектом посягательств женских демонов Лилит-Лейлиот (Шаббат 151б). В ночи демоны могут вступить во владение телом спящего, и потому при пробуждении человеку следует омыть руки, в коих и происходит скопление нечистых сил; в противном случае, человек становится разносчиком демонической нечистоты, и даже вода, принятая из его рук, несет опасность (Берахот 51а).

В определенные времена года демоны получают право властвовать и в некоторые часы дня. Так в период с 17 тамуза по начало ава демон Кетев Мерири приобретает особую силу и может повредить одиноким путникам и строит козни отцам, наказывающим детей. Кетев Мерири мохнат и страшен, у него рог во лбу, а глаз – на груди, и всяк, кто увидит его, падает бездыханным (Мидраш Теилим 91, Бемидбар Рабба 12). Но не все демоны столь страшны: одни, как мы говорили, принимают человеческий облик, иные подобны обыкновенным козлам.

Таким образом, талмудические демоны вполне материальны, и есть им определенное место в классификации всего живого:

Шесть качеств имеют черти: тремя они подобны людям, а тремя – ангелам: как люди, они едят и пьют; как люди, они размножаются, и, как люди, они умирают; как у ангелов, у них есть крылья; как ангелы, они знают будущее, как ангелы, они ходят от одного конца мира до другого. Некоторые говорят: они принимают любой вид и могут стать видящими, но невидимыми.
(Авот де раби Натан 37)

Имея природу промежуточную между ангелом и человеком, демон, тем не менее, гораздо ниже животного по своему значению: «Выше духов скотина, ибо животные работают и едят, а духи не работают и не едят» (Там же).

Некоторые талмудические мудрецы проявили невероятную осведомленность в демонологии. Так, рабби Йоханан знает о 300 видах чертей проживающих в окрестностях некоего города (Песахим 111а). И здесь не обошлось без кооперации: в Вавилонском Талмуде неоднократно упоминаются некие Йосеф-Шида и Йонатан-Шида, то есть черт по имени Йосеф и черт по имени Йонатан. Первый является своего рода информантом из демонического мира, а второй даже свидетельствует в суде (Эйрувин 43а, Песахим 101а, Евамот 122а). Чертовки женского пола, приняв обличие привлекательных девиц, имели обыкновение соблазнять талмудических героев и иногда не без успеха (Танхума-Бубер, Берешит). В одном средневековом сочинении рассказывается, как некий незадачливый ученик талмудической академии женился на чертовке, сделал головокружительную карьеру в демоническом мире, но, соскучившись по своей земной семье, нарушил условия заключенного с дьяволицей брачного контракта и был жестоко убит ею.

Так мы приходим к трансформациям, происшедшим в еврейской демонологии в Средневековье . Тема эта слишком велика, и мы ограничимся метаморфозами, которые претерпел образ роковой женщины демонического мира – Лилит. В «Алфавите Бен-Сиры» (предположительно, X века) Лилит отождествляется с так называемой «первой Евой», которая убежала от Адама и, настигнутая посланными в погоню ангелами, утверждала, что узнала о своем предназначении губить новорожденных и поэтому бежала. Она была вынуждена поклясться, что не будет вредить младенцам, у изголовья которых увидит изображения или имена задержавших ее ангелов. Этот этиологический рассказ объясняет обычай создавать камею для охраны новорожденного.

Согласно другой традиции, когда Лилит не находит младенцев, которых можно удушить, она истребляет своих собственных (Бемидбар Рабба 16:15). Знаменитая каббалистическая книга «Зогар» утверждает, что Лилит, «первая Ева», не может простить другой Еве, занявшей ее место, и потому ненавидит ее детей. Но по-прежнему в ней сильно желание произвести потомство с Адамом, а в отсутствии последнего – с его потомками. Потому Лилит крайне охоча к пролитому не по назначению мужскому семени и, завладев им, рожает демонов.

Сексуальный аспект отношений между людьми и демонами занимает видное место в «Зогаре», равно как и в ряде более поздних каббалистических сочинений. Описания демонов там обнаруживают разительное сходство с суккубами и инкубами христианской демонологии. Согласно книге «Зогар», души порочных людей после смерти становятся злыми духами. Вместе с тем существуют и добрые демоны, готовые помогать людям; эти демоны находятся под властью Асмодея, признают Тору и считаются «еврейскими демонами». Согласно испанским каббалистам, демоны созданы не из четырех элементов, из которых состоят все вещи в мире (воды, земли, огня и воздуха), а только из двух - огня и воздуха, и по этой причине они недоступны человеческому восприятию. Тем не менее, демоны подчинены законам природы: они умирают и разлагаются, как и все смертное. По Нахманиду , демоны принадлежат к роду Самаэля, который является душою планеты Марс, тогда как Эсав (он же Рим, языческий и христианский) - его подданный среди народов. Каббалисты Кастилии связывают существование демонов с последней из десяти ступеней «левой стороны», то есть изнанки Божественной эманации.

И в ашкеназском еврействе демонологические представления подверглись синкретическим метаморфозам. В так называемом «немецком хасидизме» XIII века происходило явное заимствование персонажей из германской демонологии. Так, на страницах главной книги этого движения Сефер Хасидим нашли приют пожирающие младенцев стриги, вампиры и страшный оборотень. Редкие средневековые рационалисты – как-то, например, Маймонид – отвергали веру в чертей, но народу существование демонического мира было, по-видимому, необходимо. И по сей день в известных местах и у определенных людей можно заказать камею, предохраняющую от демонов мужских и женских, а изгнание дибука было даже не так давно заснято документалистом. «Маасе-бух», народная книга, написанная на раннем идише, содержит подробную ашкеназскую демонологию позднего Средневековья. Наряду с еврейскими поверьями, в еврейскую демонологию проникли магические представления окружающих народов.

Демонологические представления народов Востока и Северной Африки распространены в определенных слоях народа Израиля и поныне. Автор этих строк некогда слышал от одного профессионального фольклориста следующую историю. В 50-х годах эмигранты из Марокко и Туниса , когда их корабли приближались к берегам Земли Обетованной, бросали в пучину морскую свои амулеты, камеи и талисманы, полагая, что Страна Израиля свята и демоны не властны в ней. Однако то ли черти тоже получили въездные визы, то ли тоска по демоническому миру взяла свое – демонология продолжает существовать и развиваться в современном Израиле, но об этой динамике мы поговорим в другой раз.

Страница 6 из 6

Ч

Черти . В еврейском фольклоре именуются по разному: «шедим», собственно «черти», «рухин» – духи, «Лилин» – порождения Лилит, «мазикин» – вредящие. Считается, что черти были созданы при сотворении мира в эрев шаббат, в пятницу вечером накануне наступления Субботы, вместе с другими чудесными вещами, такими, как радуга, ман, которым евреи питались в пустыне, посох Моше Рабейну, которым он рассек море и т. д. Черти обычно характеризуются как «нешама бли гуф», душа без тела. Талмуд (трактат Брахот, 6а) сообщает: «Их больше, чем нас. Они окружают нас, как вал – яму». Талмуд говорит, что черти имеют лапы, подобные птичьим. Чтобы увидеть их следы, Талмуд рекомендует на ночь рассыпать возле кровати пепел или речной песок. Утром на песке или пепле могут остаться следы в виде птичьих лап. Чертей также можно увидеть следующим образом: возьмите околоплодную оболочку черного перворожденного котенка, мать которого также была черной, и сожгите ее (оболочку). Образовавшийся пепел положите себе в уголок глаза – и увидите чертей. Оставшийся пепел до следующего использования следует насыпать в железную трубку и запечатать ее каболистической печатью, потому что если черти похитят его, то вам придется туго. Этот опыт проделал один из мудрецов Талмуда, рав Биви бар Авайе (известный своей тягой к мистическим экспериментам). Впечатление от увиденного было таково, что рав упал без сознания и не мог очнуться. Молились за него праведники поколения – и он выздоровел. Важно отметить, что в свое время мудрецы закляли нечистые силы от посещения нашего мира. Поэтому вышеуказанные средства наблюдения за ними могут сработать лишь в случае крайнего исключения. Черти делают так, чтобы в синагоге было тесно, чтобы люди уставали во время субботней молитвы; они рвут субботние одежды. Черти могут и понемногу приворовывать деньги у людей, но только в том случае, если деньги лежат без кошелька и не посчитаны. У самих же чертей в качестве денег идет чесночная (по другим сведениям – луковая) шелуха. Как уже говорилось, обычного тела, подобного нашему, у чертей нет. Однако существует тело, созданное из элементов огня и воздуха, – должна же душа иметь себе какое-то пристанище. Так же, как и предметы материального мира состоят из четырех компонентов (и могут находиться в четырех состояниях): «афар» – прах (твердое состояние), «маим» – вода (жидкое состояние), «руах» – воздух(газообразное состояние) и «эш» – огонь (плазма), так и мир чертей имеет подобное разделение. Есть черти, души которых относятся к категории «афар», и обитают они в прахе земном. Есть черти, душа которых находится в категории «маим», и обитают они в воде. Черти с душой из категории «руах» обитают в воздухе, и, наконец, высшая категория чертей, с душой «эш» (подобной человеческой) обитает в огне. (Опираясь на авторитет Аристотеля и Плиния, Агриппа заявлял, что стихия огонь есть обиталище саламандр.) Черти, подобно людям, устраивают свадьбы, выбирая для этого пустые дома (а если они облюбовали ваш дом для будущей свадьбы, то надо его освободить на три дня, иначе – беда), рожают детей, и даже делают этим детям обрезание. Существует легенда о том, как жадный моhэль был приглашен на обрезание чертей. Рассказывается эта легенда в книге «Кав hа-яшар». Чертей, если они чересчур уж распоясались, можно пригласить на раввинский суд, «Бейт Дин», и они будут обязаны слушаться приговора. Наконец, в позднейших легендах существует разделение чертей на «еврейских» и «нееврейских». За период существования еврейского народа легенд о чертях накопилось столько, что уже невозможно сказать, что является порождением фольклора, а что представляет собой действительную онтологическую сущность. Жителей Израиля рассказы о чертях могут не волновать вообще – царь Шломо изгнал чертей со Святой Земли. И, если вне границ Святой Земли они могут появиться, несмотря на вышеупомянутое заклятие мудрецов ради выполнения важной миссии, то в Эрец Исраель они не появляются.

Ш

Шабрири . Демон, обитающий в реках, озерах и колодцах. Своим ядом он отравляет воду, после чего вода может привести к слепоте. Днем этот демон безвреден, опасен только ночью. Поэтому ночью запрещено пить воду из источников, если человек находится в одиночестве. Если есть спутник, то стоит даже разбудить его, только бы не пить воду одному – двоим людям демон повредить уже не сможет. На крайний случай Талмуд (трактат Псахим, 112а) приводит заговор, аннулирующий действие Шабрири: «Шабрии, брири, рири, ири, ри». Этим заговором злой демон воды Шабрири превращается в ангела дождя Ри.

Шамхазай . Помощник Азазеля – научил людей колдовству и использованию магических свойств растений.

Шахрирон . Один из 12 помощников Самаэля, мрачно-черного цвета

Шелхавирон . Один из 12 помощников Самаэля, цветом и формой напоминающий язык пламени

Шодед . Демон, обитающий в пятом зале нечистоты, именуемом «Эйва» (вражда). Шодед управляет разбоем в этом мире и обитает обычно в горах, глухих лесах и скалах – там, где обычно прячутся разбойники. Совместно с Кефэном он также приводит голод в мир. Имя его происходит от ивритского «шод» – разбой.

Э

Эйва. Демон, вызывающий вражду в мире. Его именем назван 5-й зал нечистоты

Элиэзер сарга-дапим. Демон, по-простому именуемый «Даф» (лист). Когда человек изучает какую-нибудьрелигиозную книгу (например, Талмуд, Шулхан Арух или «Зо’гар»), а потом покидаеткомнату, оставив книгу открытой, то к книге подкрадывается Элиэзер сар га-дапим, прочитывает все то, что человек читал перед этим – и человек тотчас же забывает изученное.Поэтому среди религиозных евреев существует обычай – обязательно закрывать изучаемую книгу, даже покидая комнату ненадолго.

Тема этой статьи - имена демонов Ада, а также их классификация. Ад имеет определенную структуру, а также вертикаль власти. Вертикаль эту называют иерархией демонов. Она определяет, какое место занимает тот или иной из них в структуре Ада, а также задачи и цели, которые он должен исполнять.

Демоны Власти

Самая высшая ступень принадлежит Демонам Власти. В их составе - Повелитель (Люцифер), а также Везельвул и Астарот. Эти демоны Ада разделяют свою должность с супругами, но при этом главенствующая роль в управлении Адом принадлежит мужчинам. Роль женщин не принижается и не ограничивается. Они тоже могут принимать важные решения, однако лишь под свою личную ответственность. Опишем подробнее, что представляют собой высшие демоны Ада.

Люцифер

Повелителем Ада является Люцифер. Его родители - Ноканиэль и Иегова. Супругой его является демон Касикандриэра. Детей у Люцифера нет. Он обладает наибольшей силой из всех демонов. Все природные явления, существа, энергии миров, подвластных ему, держатся на нем. Люцифер внешне отличается крепким телосложением и большим ростом. Кожа его красного цвета, у него темные волосы и большие рога на голове. Люцифер имеет также большие темные крылья. Этот демон заботится лишь о своем мире и обитающих в нем существах. Он пытается улучшить их жизнь.

Астарот

Астарот - это также Демон Власти. Является заместителем Повелителя и первым его помощником. Все энергии и силы Ада в отсутствии Люцифера замыкаются на нем. Астарот женат на Астарте. Их первенец - Перочул. Астарот покинул Рай вместе с Повелителем. Это один из ближайших друзей Люцифера. Характер его общительный и веселый. Астарот пользуется успехом у женщин. Внешне он очень красив. Кожа бледная с голубоватым оттенком, волосы ярко-черные, глубокие темные глаза всегда блестят. У Астарота также есть огромные крылья.

Везельвул

Везельвул - это второй помощник Повелителя. Супругой его является Буфовирт, сын его - Милорис. Этот падший ангел, или демон является мастером своего дела, серьезно подходит ко всем вопросам. Он настоящий патриот Ада, помогавший в сотворении мира и его развитии Повелителю. Индивидуальна внешность Вельзевула: короткие темные волосы с длинной челкой, серьезное выражение лица, кожа серо-голубая, бледная. У него большие темные крылья, отливающие красным и большие серые рога. Личным знаком его является муха, поскольку Везельвула еще в детстве слушались насекомые.

Приближенные Правителя

В иерархии следующую ступень занимают демоны Ада, являющиеся Приближенными Правителя. Они обладают правом действовать от его имени при решении различных государственных вопросов.

Бельфегор

Бельфегор - это Демон Братства, один из Приближенных Повелителя, а также один из лучших друзей Люцифера. Он руководит группой демонов, может действовать от имени правителя при решении различных вопросов. Женат Бельфегор на Депинпик. Он является одним из самых сильных бойцов Ада, не знающим пощады и жалости в битве. Он беспощаден также к нарушителям закона. Считается, что два главных весельчака есть в аду - Бельфегор и Асмодей. Этот демон внешне красив. Кожа его ярко-синего цвета, волосы темно-синие, глаза, рога и крылья также синие.

Асмодей

Асмодей - это Демон Братства, руководящий группой демонов. Он является приближенным правителя, также имеет право действовать от имени Люцифера. У него нет жены и детей. Руководителем группы Демонов Асмодей стал в возрасте 7 лет, а в 12 он стал Приближенным, что считается уникальным явлением. Характер Асмодея - противоречивый. Одновременно его называют и прелестью, и психом Ада. У этого демона бледная кожа с голубым оттенком, темные длинные волосы до плеч, глаза серого цвета, сильное телосложение, крылья большие темно-серые и большие рога.

В число Приближенных Люцифера входят также другие демоны Ада, являющиеся не только его друзьями, но одновременно и главными помощниками в решении вопросов жизни Ада и в текущих делах. Но они не могут действовать от его имени. Кратко опишем их.

Аббаддон

Аббаддон - это Демон Братства, руководящий группой Демонов. Является Приближенным Повелителя. Жены и детей у него нет. Это сильный и жестокий боец. Не знает пощады в бою. Аббаддон - покоритель женских сердец. Он красив, кожа его светло-персикового цвета, у него светлые волосы, крепкое телосложение, синие глаза, прямые белые рога, светло-голубые крылья.

Адонай

Адонай работает в группе Асмодея, является Приближенным Повелителя. Женат на Ламии, имеет много детей. У него сложная история существования в Аду, а также непростые отношения с Повелителем. За нарушение закона его супруга отбывает в настоящее время суровое наказание, выполняя тяжелые работы. Никаких контактов с ней Адонай не поддерживает. Внешне этот демон довольно привлекателен. У него красные глаза, темно-коричневая кожа, светлые волосы с длинной челкой, рога темного цвета, большие коричневые крылья.

Белиал

Белиал - Приближенный Правителя, Главный Жрец. Это один из самых сильных Демонов в Аду. У него нет жены и детей. Он следит за работой жреческих направлений, отдаваясь целиком работе. У Белиала практически нет свободного времени. Он довольно требователен и жесток, не дает никому поблажек. Этот демон не терпит отказов и отговорок в своей работе. За подобные вещи он лично жестоко наказывает вплоть до изгнания души провинившегося в смертный мир. Белиал, как и другие жрецы, изготавливает различные предметы, в которые вкладывает определенную энергию. Внешне он красив. Цвет кожи - голубой, глаза фиолетовые, волосы каштанового цвета. У Белиала черные большие крылья и бычьи рога.

Кадумар

Кадумар - Приближенный Повелителя, Демон Братства. У него нет детей и жены. Это сильный боец. Имеет кожу огненного цвета, красные волосы, сплошные темно-красные глаза, большие рога и крылья с черно-красным узором. Телосложение крепкое.

Локисор

Локисор является Демоном Силы. Не женат, детей нет. Некоторое время Локисор пребывал на Земле, где исполнял задания, порученные ему. Носит одежду лишь сшитую из кожи бесов или демонов. Он ее выделывает сам и иногда шьет. Также Локисор делает плетки. У него светлые волосы, синяя кожа, синие сплошные глаза, черные бычьи рога и черные крылья.

Олотан

Олотан в прошлом был Демоном Собирателем, теперь - Демон Братства. Он не женат, детей у него также нет. Это достаточно сильный падший ангел, или демон. Он пришел в группу Асмодея по его приглашению, возглавлял до этого группу Демонов Собирателей. Олотан обучался у Асмодея, а затем приступил к своей работе. При исполнении служебных обязанностей требователен. У него персикового цвета кожа, прическу он постоянно изменяет. У Олотана большие рога, которые идут немного в сторону, а затем прямо. У него, как и у всех демонов, есть большие крылья.

Палатем

Палатем - еще один Демон Братства из группы Асмодея. Женат на Кали. Палатем руководил некоторое время группой Демонов Силы, это место занял в молодом возрасте. Затем Асмодей заметил его и пригласил под свое руководство в Демоны Братства, обучал его лично. У него кожа коричневого цвета, длинные светлые волосы с челкой на глаза и небольшой желтизной, сплошные коричневые глаза, большие рога и темные крылья.

Пихтион

Пихтион - это также Демон Братства. У него нет родителей, жены и детей. Лишь Волоеян, его сестра, есть у него из близких родственников. Он работает в ее группе. Это достаточно жестокий демон, не терпит грубости и дерзости, сильный боец. Имеет рыжие волосы, изумрудные глаза, светлую кожу, огненные крылья и красные рога.

Демоны Братства и жрецы

Жрецы и Демоны Братства занимают следующую ступень в иерархии. Группа жрецов обладает определенными привилегиями, но у них, в то же время, более жесткие, чем у других Демонов, нормы поведения, а также огромная ответственность за свои поступки.

В своей внутренней структуре Демоны Братства имеют несколько различных направлений, главные из которых следующие: Рикот, Мотолу и Панора.

Панора - это вид демонов, отвечающих за соблюдение порядка и закона. Они участвуют в проверках на местах, а также устраняют нарушения.

В направление Мотолу входят демоны, являющиеся элитными разведчиками и бойцами.

Рикот - это демоны, являющиеся главами групп.

Кроме поддержания порядка и закона, все Демоны Братства участвуют в битвах. Глава всех их - Сатана. Все демоны, входящие в эту группу, подчиняются ему, кроме жрецов.

Сатана

Сатана является Главой Вида, Демоном Братства. Имена демонов Ада, которые известны как его дети: Адонай, Астарта, Кайдо, Гронгад и другие. Это сильный боец, достигший самостоятельно своего статуса благодаря тяжелому труду. Внешность Сатаны - кожа цвета асфальта, волос на голове нет, маленькие серые глаза, тело слабое (одно плечо слегка выше другого), большие изогнутые и кривые рога, крылья асфальтового цвета.

Подробнее о жрецах

Жрецы - очень сильные демоны, которые способны подчинять энергии и управлять ими. Лимиты этих энергий они раздают Демонам Силы, а также следят за состоянием эгрегоров и за движением энергий, могут восстанавливать их правильную циркуляцию. Белиал стоит во главе их. Есть определенные направления в жречестве: Жрецы Хаоса, Жрецы Животных, Жрецы Природы, Жрецы Огня, Жрецы Тайны.

Другие обитатели Ада

Классификация демонов этим не ограничивается. Существуют и другие обитатели Ада. Кроме вышеперечисленных, в структуре его выделяются Сильные, Средние и Мелкие демоны. Мелкие - это суккубы и инкубы, а также Демоны Снов. Суккубы и инкубы работают в одном направлении. Они отвечают за поддержание связи с различными мирами и различаются полом: у инкубов он мужской, а у суккубов - женский. Бесы и нолы находятся на самой низкой ступени иерархии (это уже не демоны).

Бесы

В Аду бесы - это рабы или обслуживающий персонал. Они не обладают большим умом, деятельность их не направлена в созидательное русло. Однако они имеют силу, хоть и небольшую. Бесы способны, как и демоны, к телекинезу и телепортации, а также к телепатии. Они напоминают внешне людей и не имеют рогов и крыльев, за редким исключением. Страшно неопрятны и неряшливы они, а также боязливы, являются разносчиками слухов и сплетен, ненавидят и боятся демонов.

Нолы

Нолы - это рабочий класс. Однако они занимаются созиданием, в отличие от бесов. Силой они не обладают, но наделены умом. Опрятный внешний вид также является их отличием от бесов. Нолы - смертные жители Ада. Подобно бесам, они создают семьи, в которых рождаться могут не только нолы, но и демоны. Однако если нол рождается в семье демона, его выбрасывают, так как для демона такого ребенка растить считается позорным. Специальные учреждения существуют для нолов, где их бесплатно обучают различным ремеслам.

Иерархия демонов Ада была вкратце нами описана. Конечно, мы ограничились описанием лишь основных из них. Как вы знаете, главные демоны Ада, а также более мелкие его обитатели, имеют жен. Характеристика некоторых из них также весьма любопытна. Описание демонов Ада, как вы понимаете, лишено научной точности. Доказать их существование невозможно. Однако сильнейшие демоны Ада во многих источниках описываются примерно одинаково. Это наводит на определенные мысли. Возможно, представленная выше классификация демонов - это не просто чья-то выдумка.

Новое на сайте

>

Самое популярное