Домой Кошки Задания различение предлогов и приставок занятие логопеда. Конспект логопедического занятия "Приставки и предлоги" план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

Задания различение предлогов и приставок занятие логопеда. Конспект логопедического занятия "Приставки и предлоги" план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

, учитель-логопед, ЧС(К) начальная школа – детский сад №3 «Надежда» Министерства образования и Молодежной политики Чувашской республики.

  • Образовательные.

    1. Закрепить знания, умения, навыки о приставке и предлоге.
    2. Совершенствовать умение выделять приставку из слова, а предлог из предложения.

    Развивающие.

    1. Пополнять и активизировать словарный запас через подбор прилагательных, овладение учебной терминологией по теме занятия.
    2. Развивать умение сравнивать на основе самостоятельного выделения существенных признаков для сравнения.
    3. Коррегировать и совершенствовать навык чтения и письма путем тренировочных упражнений.
    4. Совершенствовать понимание прочитанного на материале деформированного текста.

    Воспитательные.

    1. Воспитывать интерес к слову через использование занимательного материала.
    2. Совершенствовать навык самоконтроля на основе сравнения с образцом.
    3. Воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    (У учащихся на партах - карточки с записанными на них словами)

    Учитель: Прочитайте и назовите предлоги.

    Учащиеся: через лес – предлог через, с братом – предлог с, у школы – предлог у, перед окном – предлог перед, из коробки – из, в машине – в, за братом – за, поливает – в этом слове нет предлога.

    Учитель: Нет предлога?! Что тогда в нем есть?

    Учащиеся: приставка

    Учитель: Назовите приставку.

    Учащиеся: по.

    2. Сообщение темы занятия. (слайд 1)

    Учитель: Сделайте вывод, какая тема сегодняшнего занятия?

    Учащиеся: приставки и предлоги.

    Учитель: Верно. Сегодня на занятии мы будем учиться отличать предлог от приставки, тренировать внимание и память, но необычным образом. Мы отправимся в царство Грамматики.

    Учитель: Для чего нужно уметь различать предлоги и приставки?

    Учащиеся: чтобы правильно и без ошибок писать.

    3. Повторение ранее полученных знаний.

    Учитель: Что такое предлог?

    Учащиеся: это слово.

    Учитель: Для чего нужен предлог?

    Учащиеся: для связи слов в предложении.

    Учитель: Как пишется предлог с другими словами?

    Учащиеся: раздельно. (слайд 2.1)

    Учитель: Что такое приставка?

    Учащиеся: приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

    Учитель: Как пишется приставка со словами?

    Учащиеся: слитно.(слайд 2.2)

    Учитель: Итак,отправляемся в царство Грамматики (слайд 3)

    4. Тренировочные упражнения на различение предлога и приставки.

    Учитель: Царица Грамматики прислала нам письмо с заданиями.

    1. Работа со словом.

    Учитель: Прочитайте слова. (слайд 4)

    Определите, где слова с приставками, а где с предлогами?

    (за)горой, (за)бежать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)дом

    Учитель: Как это можно сделать?

    Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить слово-признак, а между приставкой и корнем ничего вставить нельзя.

    Учитель: Проверим: (за)горой, попробуем вставить слово-признак (за большой горой ).

    Сделайте вывод, что такое за – приставка или предлог?

    Учащиеся: за – это предлог, потому что можно вставить слово: за большой горой, пишется отдельно.

    Учитель: Следующее слово: (за)бежать, попробуем вставить слово.

    Учащиеся: ничего не получается, значит за – приставка, пишется слитно.

    Учитель: Назовите из этого упражнения слова с приставками.

    Учащиеся: забежать, свернула, нарезать, влетел.

    Учащиеся: за горой, с крыши, на конверте, в дом.

    Учитель: Первая парта будет запоминать и записывать слова с приставками, а вторая парта с предлогами. Даю вам время на запоминание, по моей команде в тетради записываем. Не забудьте выделить приставки и подчеркнуть предлоги. Время пошло…

    Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильно ли записали слова.

    Молодцы, вы все справились с заданием Царицы Грамматики.

    Повторим еще раз, как отличить приставки и предлоги?

    2. Упражнение на логическое мышление.

    Учитель: Чем отличаются фигуры справа от фигур слева? (слайд 5)

    3. Работа со словосочетанием.

    Учитель: Раскройте скобки, запишите правильно слова с приставками и предлогами. (слайд 6)

    (с)катился (с)горы

    (по)бежали (по)дорожкам

    (про)читал (про)машины

    Учитель: Проверим, как вы выполнили это задание.(слайд 7)

    Назовите слова с приставками.

    Учащиеся: скатился, побежали, прочитали.

    Учитель: Как записали приставки?

    Учащиеся: слитно.

    Учитель: Назовите слова с предлогами.

    Учащиеся: с горы, по дорожкам, про машины.

    Учитель: Как записали предлоги со словами?

    Учащиеся: отдельно.

    Учитель: Каким правилом пользовались при выполнении этого упражнения? Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и корнем – нельзя.

    3. Составление предложения с одним из словосочетаний (из упр. 2) – устно.

    Физкультминутка. (слайд 8)

    4. Работа с предложением (текстом).

    Учитель: Прочитайте предложения. (слайд 9)

    (На)дворе была гора.

    (В)зале стоит душистая ёлка.

    Весь день (на)горе много детей.

    (На)ветках игрушки.

    (К)пушистой красавице (при)бежали дети.

    Митя (на)санках (с)катился (с)горы.

    Сколько рассказов можно составить из этих предложений?

    Учащиеся: 2.

    Учитель: О чем будет первый рассказ?

    Учащиеся: о горке.

    Учитель: Прочитайте предложения, которые относятся к этому рассказу. Учащиеся: (На)дворе была гора. Весь день (на)горе много детей. Митя (на)санках (с)катился (с)горы.

    Учитель: Как можно озаглавить рассказ?

    Учащиеся: Горка.

    Учитель: О чем второй рассказ?

    Учащиеся: о елке.

    Учитель: Прочитайте его.

    Учащиеся: (В)зале стоит душистая ёлка. (На)ветках игрушки. (К)пушистой красавице (при)бежали дети..

    Учитель: Как назовем этот рассказ?

    Учащиеся: Ёлка.

    Учитель: Запишите, раскрывая скобки первый рассказ и второй рассказ. Выделите приставки и подчеркните предлоги.

    (взаимная проверка).

    5. Подбор предлогов и приставок.

    Учитель: Спишите, вставляя по смыслу приставки и предлоги.

    5. Подведение итогов.

    Учитель: Чему учились на занятии?

    Еще раз вспомним что такое приставка и предлог.

    Молодцы! Вы успешно справились с заданиями Царицы Грамматики.

    Кому было трудно?

    Спасибо за работу, до встречи на следующем занятии. (слайд 10)

    Упражнения.

    …брёл я …сарай и …снул глубоко … копной сена.

    Все ребята …бежали …льду …коньках.

    Широкая дверь …перлась, …скрипела …удара …стену.

    Спишите текст, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги и выделите приставки.

    Нина (от)бежала (от)дерева и (по)бежала (по) аллее. Она (до)бежала (до)поаорота. Потом (вз)бежала (на)холмик, (с)бежала (с)него и (по)бежала (к)беседке.

    Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание приставок и предлогов.

    На стройке.

    Нашему классу(об)ъявили (об)экскурсии (на)стройку. Мы стояли (у)(под)ъезда жилого дома и смотрели, кака идёт строительство нового (об)ъекта. (К)дому всё время (под)ъезжали грузовики. Они (при)возили готовые детали: стены, потолки. (На)площадке стояли (под)ъёмные краны. (На)наших глазах (вы)рос целый этаж.

    Вставьте вместо точек подходящие по смыслу предлоги и приставки.

    Набросился на врага. …кинула …плечи. …вёл …дело …конца. Ставил ведро …кран. …резал замок …дверь. …читал рассказ …конца. …гулял …парку. …ехал …станции. …рисовал …листке бумаги. …плела ленту …косу.

    Список используемых источников.

    1. Гнездилов М.Ф. Практические грамматические упражнения в младших классах вспомогательной школы. –М., 1956.

    2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. -СПб.: СОЮЗ, 2001.

    3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. -Ростов – на – Дону: «Феникс», 2004.

  • Государственное бюджетное специальное (коррекционное) Образовательное учреждение города Севастополя для обучающихся,

    нуждающихся в длительном лечении

    «Общеобразовательная школа-интернат № 6 VII вида им. Е.И. Петрова»

    Логопедическое занятие по коррекции письменной речи

    у учащихся 3-го класса школы VII вида.

    учитель-логопед Медова Е.В.

    Тема: Дифференциация предлогов и приставок.

    Цель: Совершенствование навыка правописания слов с приставками и предлогами.

    Задачи: Образовательные: закрепить знания детей о частях речи. Совершенствовать навык правописания слов с приставками и предлогами. Активизация словаря через умение образовывать слова при помощи приставок. Расширение семантического поля слов. Формирование связной речи.

    Коррекционные: Развивать слуховое внимание и память. Совершенствовать мелкую и общую моторику. Развитие различных операций мышления.Воспитательные: Воспитывать навыки сотрудничества. Взаимодействия, самостоятельности, инициативности, положительной установки на участие в занятии. Развитие действия самоконтроля. Формирование чувства уверенности в себе.

    Оборудование: Классная доска, мел,индивидуальные карточки по количеству учащихся. презентация к уроку.

    Ход урока

    I .Организационный момент

    1.Дыхательная гимнастика. «Одуванчик» Сделайте вдох через нос. Задержите на секунду дыхание и выдохните с силой: ф-ф-ф… .Подуйте с силой на воображаемый одуванчик так, чтобы лёгкие пушистые зонтики разлетелись в разные стороны. Упражнение выполняется несколько раз.

    2.Актуализация опорных знаний учащихся.

    Д/И «Назови знакомые предлоги и приставки»

    Д/И « Ответь на вопрос полным предложением».

    Что такое предлог? Предлог-это слово, которое, как и другие слова пишутся отдельно от других слов.

    Что такое приставка? Приставка это часть слова, которая пишется слитно с остальными частями слова и служит для образования новых слов.

    Как же не путать предлоги и приставки?

    Предлог -это помощник слова обозначающего предмет, поэтому он может стоять только перед названием предмета в (окне) , либо перед названием признака предмета(в открытом окне ) .

    Предлогов никогда не бывает перед названием действий предметов: уехал, пришёл,

    забежел…

    Догадались, как будет звучать тема занятия?

    II. Основная часть

    3.Уточнение темы занятия логопедом.

    Сегодня мы закрепим наши знания и умения в правописании слов с приставками и предлогами.

    И в этом нам поможет наш друг - ЁЖИК. (Игрушка или картинка)

      Подготовка рук к письму

    Развитие мелкой моторики пальцев рук. Выполнение упражнений с массажными мячиками.

    4.Запись числа и темы.

    5.Упражнения в правописании слов с приставками и предлогами.

    Образование глаголов с помощью приставок.

    Д/И «Кто больше» - подобрать как можно больше однокоренных слов с разными приставками.

    Лететь: улететь, прилететь и т.д.….

    Лезть: залезть, перелезть и т.д…

    Запишите в тетрадь. Выделить приставку, корень.

      Упражнение на тренировку зрительного аппарата. «Поймай зайчика»

    Логопед запускает фонариком или зеркалом «солнечного зайчика» на прогулку. учащиеся поймав «зайчика», сопровождают его взглядом, не поворачивая головы.

    7.Наглядное изображение соотношения между предлогами и приставками.

    Учащимся предлагается самим нарисовать иллюстрацию к предложению, где есть предлоги и приставки.

    Муха влетела в окно.

    Кошка слезла с дивана.

    Кошка убегает от собаки и т.д..

    8.Работа по индивидуальным карточкам.

    Д/И «Разложи в два столбика».

    Левый - слова с приставками.

    Правый - слова с предлогами. Выделите предлог и приставку.

    (под)рубить

    (из)города

    (в)класс

    (по)дарить

    (у)дома

    (из)мерить

    9.Упражнение на тренировку зрительного аппарата. Рисование глазами воображаемых предметов (цветок, солнышко, тучка, и т.д…)

    10.Составление словосочетаний.

    Составьте пары слов. В каждой паре употребите одинаковые предлоги и приставки-

    НА, ЗА, ОТ, ПО, ДО, В, ПОД.

    Образец: Плыл, река - поплыл по реке.

    Шёл,грибы;

    Ехать,гараж;

    Писать,лист;

    Рубить,корень;

    Кинуть,печка;

    Бежал,угол;

    кусать,хлеб;

    Объясните правописание.

    Запишите в тетрадь .Выделите приставку и предлог.

    11.ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

    Это - правая рука,

    Это - левая рука.

    Справа - шумная дубрава.

    Слева - быстрая река.

    Обернулись мы и вот

    Стало всё наоборот.

    Слева - шумная дубрава.

    Справа - быстрая река.

    Неужели стала правой

    Наша левая рука?

    12.Графический диктант.

    Записать графически предложения,рисуя вместо предлога V , а вместо приставки

    Тропинка спускалась с горы.

    Цветы подрезали под корень. и т. д…

    13.Работа на уровне текста.

    Помогите ёжику правильно записать стихотворение.

    Прочитайте стихотворение.

    Словарная работа. Уточнение значения слов:

    Баржа, полуторка.

    Сугробы снега вьюги ( на мели, намели )

    И у ворот как баржа ( намели, на мели )

    Полуторка стоит.

    Ну и ( за нос, занос ).

    Я вышел за ворота, а мороз

    Как затрещит-и хвать меня ( занос,за нос ).

    Подберите подходящие по смыслу слова и запишите шуточное стихотворение.-Объясните правописание слов.

    III. Итог занятия.

    Рефлексия деятельности.

    Повторите те утверждения, которые вы считаете правильными?

    Предлог это слово?

    Приставка это часть слова?

    Предлог служит для связи слов в словосочетании и в предложении?

    Приставка пишется отдельно?

    Приставка служит для образования новых слов?

    Предлог пишется отдельно?

    Предлогов никогда не бывает перед названием действий предметов?

    Тема. Дифференциация приставок и предлогов.

    Цели:

      Закрепить знания детей о приставках и предлогах

    Отметить словообразующую и смысловую роль приставки;

    Развивать и уточнять пространственные представления, их выражение посредством предлогов;

    Упражняться в раздельном написании предлогов; в слитном написании приставок;

    Осуществлять профилактику дизорфографии;

    Преодоление аграмматизмов импрессивной и экспрессивной речи.

    Оборудование: дидактический материал на доске, схема-таблица предлогов, карточки, схемы –этапов занятий,презентация.Царица Грамматика,поезд,билеты –карточки,Светофорчики -оценщики

    Оргмомент Актуализация

    Дыхательные упражнения настроечные упражнения

    Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

    Цель этапа: дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей.

    Автоматизируем и дифференцируем плавный и быстрый вдох и выдох, быстрыми вдохами. Игра «Цветы»,»Ёжики»,» Собачки». Нюхаем воздух».

    Учимся делать двойной быстрый вдох (нюх-нюх)

    Выполнение быстрых вдохов при повороте головы вправо-влево

    Выполнение пары «быстрых вдохов» при наклоне головы то к правому, то к левому плечу

    Развитие грудобрюшного типа дыхания в процессе ходьбы. Играем в солдатиков.

    Тренируя шумный, короткий, активный вдох носом, дыхательная гимнастика в кратчайшие сроки восстанавливает утраченное носовое дыхание.

    « Цветы». Глубокий вдох и на улыбке выдох.А поможет нам проконтролировать наши зеркала. Представьте,что вы лежите на лугу и вдыхаете ромашки, васильки, колокольчики, ноготки, клевер. Какие это цветы.

    В саду: розы, гладиолусы, гиацинты, нарциссы,ромашки,георгины,астры. Какие это цветы?. Садовые.

    Ребята, а что вы заметили, когда называли садовые и луговые цветы.

    Ромашка садовый цвет и может быть луговым.

    Правильно. Ромашку ещё называют лекарственным растением.

    Серёжа. Я знаю,меня бабушка всегда лечит ромашковым чаем,когда заболит горло или я простыну. http://www.calend.ru/moon/ (о Ромашке)

    А какой запас образуется в воздухе при заваривание ромашки. Ромашковый.

    Игра « Ёжик». А теперь представьте,что мы ёжики и нашли ромашку и нюхаеи только носиком

    Правильно. Из соцветий ромашки готовят настой, чай, отвар, настойку, используемые в народной медицине. Водный настой или настойку назначают при многих болезнях: как противовоспалительное, болеутоляющее, успокаивающее,пары ромашки вдыхают при гриппе. ревматизме, золотухе, подагре.

    Игра « Ёжик». А теперь представьте,что мы ёжики и нашли ромашку и нюхаем только носиком. Выполняем быстрый вдохов при повороте головы вправо-влево

    . «Играем в собачек».Собачки несёт цветы своему хозяину. Нюхаем воздух.

    Пока мы с вами дышали к нам на занятие прилетела Царица Грамматика. Она принесла нам сундучок знаний. А в этом сундучке задания.

    1.Определите,являются ли выделенные буквы приставками и предлогами.

    Слова записаны на доске.

    За …горой ,за …бежать, с.. вернула, с.. крыши, на ..конверте, на …резать, на …листе, на… чертили.

    Логопед.

    Если это приставка, то соедините её со словом и обозначьте крышечкой. Если это предлог подчеркните пробел и обведите предлог в треугольник.

    Как мы делали на предыдущих занятиях.

    Дети :. Выполняют устно,объясняют написание слова

    Логопед.

    Ребята,было трудно. А почему?

    Дети. Не знаем как отличить приставку от предлога.

    Логопед.

    Что же мы будем на занятие изучать?

    Дети :. Предлоги и приставки

    Логопед.

    Какую задачу нам предстоит решить на занятие?

    Научится различать и правильно писать предлоги и приставки. Чтобы не делать ошибки в правописание предлогов и приставок в письменных работах, правильно употреблять в речи.

    Логопед. А мы справимся с этой сложной задачей?

    Дети выполняют игру- ауто-треннинг « Волшебные слова»

    Делают вдох и говорят,лопают свой воображаемый шар.Он может быть большим или маленьким тяжёлым или лёгким и т.д.« У меня всё получится!».Затем потирают пальцы рук и тёплые руки прикладываю к ушам и шее, сохраняя положительную аффирмацию.

    Логопед.

    Наша гостья занятия расскажет вам сказку.В моей стране Грамматике у предлогов были всегда свои домики. Они были важными, строгими и очень самостоятельными.В предложении всегда имели своё место. Некоторые предлоги указывали место. Да,вы их знаете(дети называют) В,НА,ПОД,НАД,ЗА,У(схема квадратики) ,другие показывали куда двигаться К,ОТ,ДО,С(схема)

    А приставки домики не имели. Они не умели жить самостоятельно, были очень беспомощными. И придумали они прицепляться к другим словам. Чтобы не прогнали, стали они придавать словам разные значения(подбежал,забежал,выбежал) и образовывать новые слова (выход,переход,подход).

    Но многие приставки были похожи с предлогами и обратились они ко мне Царице Грамматике за советом. Пришли на помощь слова-признаки . Они предложили себя вставлять в слова. И главным словом назначили слово-признак « Красивый». Если это главное слово красный вставляется, то это предлог. Его пиши раздельно, а если нельзя вставить, то это приставка. Так приставки навсегда приклеились к словам, особенно к словам действиям, а предлоги стали дружить со словами –признаками.

    Теперь и мы с вами научимся отличать приставки от предлогов и правильно их писать.

    Ребята, всё ли понятно в этой сказке.

    Повторение ранее полученных знаний

    Давайте,вспомним, что мы знаем о предлогах и приставках (слайД) ТАБЛИЦА!!

    Дети: Предлог это отдельно слово.

    Логопед:. Для чего он нужен?

    Дети:Он нужен для связи слов в предложении. Пишется отдельно

    И мы обозначали его в треугольник.

    Логопед:А что такое приставка?

    Дети: Приставка- это часть слова,которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов

    Логопед: Как она пишется?

    Дети: Пишется слитно со словами. И служит для образования новых слов.

    А что, нового мы узнали о предлогах и приставках

    Дети. От Царицы Грамматики мы узнали, что между предлогом и словом можно вставлять слово-признак.Главное слово признак- « красный». А перед словами –действиям никогда не пишутся предлоги, а только приставки.

      Запись числа, темы занятия.

    Давайте выполним задание от Царицы Грамматики в тетрадях. Запиши слова правильно два столбика. Первое слово в столбике с какой буквы будем писать? Дети.С большой

    Слова записаны на доске.

    1 столбик

    За …горой

    с.. крыши

    на ..конверте

    на …листе.

    За бежать

    с вернула

    на резать

    на чертили.

    Логопед: Как мы с вами рассуждали?

    Дети: Алгоритм действий. Определяли, если это слово –действие,то смело пишем приставку, а если это не слово –действие, то вставляли слово признак « Красивый»,если слово вставляется.то это предлог, если не вставляется,то это приставка.

    Проверка задания (слайд ПРОВЕРКА)

      А теперь используя знания Царицы Грамматики отправляется на поезде до станцию « Искатели » .Всем даю билеты.но чтобы поехать нужно найти слова с приставками и предлогами и обозначить их правильно. Приставки крышечкой- синей ручкой, а предлоги обозначить в треугольник- зелёной ручкой. Можно использовать и любые другие 2 цвета ручки

      Работа в парах.у каждого билет- карточка-

    За (школой) На(мело)

    На (льду)………….Во (дворе)

    По(бежать)………….Под(снежник)

    За(мёрзнуть) При (горок)

    У(дороги) Под(сосной)

    А теперь обменяйтесь билетами-карточками и проверьте. Взаимопроверка.Если слово обозначено правильно поставьте « +» над словом,если неправильно,то поставьте « --»

    Проверка на СЛАЙДЕ

    А теперь объясните,почему вы написали,так а не иначе.(Дети объясняют по несколько слов)

      Звучит музыка путешествия. Посмотрите в окошко нам светит «Заботливое солнышко»

      Игра покажи стихи руками.

    Солнце с неба посылает (встают потягиваются, руки на вверх )

    Лучик, лучик, лучик(поочередно подвимают правую и левую руку, разжимая пальцы сжимая в кулак

    И им смело разгоняет (скрещивание рук над головой )

    Тучи,тучи,тучи.(сгибают руки поочерёдно над головой ,разжимая пальцы сжимая в кулак)

    Летом нежно согревает (самомассаж лица,ритмичное потирание щёк)

    Щёчки,щёчки,щёчки(надувают щёчки по 3раза на каждое слово ).

    А весной на носик ставит

    Точки, точки, точки.(поочерёдно дотрагиваются пальцем щёчки,рисуя иммитируя веснушки)

    Золотят веснушки деток (удержание улыбки и хоботка)

    Очень нравится им это!(тянутся наверх и встают на носочки. « Минутка роста »)

    Логопед. Вот мы и оказались на станции « Знайки»

    Работа с предложением.

    Ребята,прочитайте предложения

    На (улице) видна гора.

    В (школе)стоит пушистая ёлка.

    Целый день на(горке) много детей.

    На ветках новогодние игрушки.

    (К)зелёной красавице при(шли) ребята.

    Серёжа (на) санках (с)катился с(горы).

    Сколько рассказов можно составить из этих предложений

    Дети : Два

    Логопед: О чём будет первый рассказ.

    Дети: О горке

    Логопед. Прочитайте эти предложения

    На (улице) видна гора. Целый день на(горке) много детей. Серёжа (на) санках (с)катился с(горы).

    Логопед. ? Горка

    Логопед: О чём будет второй рассказ?

    Дети: О ёлке

    Логопед: Прочитайте его.

    В (школе)стоит пушистая ёлочка.

    На ветках новогодние игрушки

    К)зелёной красавице при(шли) ребята.

    Логопед. Как можно озаглавить этот рассказ?Ёлка

    Логопед: Перед вами два конверта- синий и зелёный. В них помещены задания тексты разного уровня сложности.

    В синем конверте текст про горку. Его нужно списать и выделить приставки и предлоги.

    В зелёном конверте текст про ёлочку. Его нужно списать, раскрывая скобки и выделить предлоги и приставки.

    Логопед: Проверьте выполненное задание у друг друга. Взаимопроверка.

    Логопед. Но в конце пути к нам в поезд зашли пограничники.

    Игра «Пограничники»

    Цель: Развитие слухового внимания,орфографической зоркости,расширение словарного запаса

    Логопед: Пограничники,предлагают нам отыскать в стихах каламбуры Ребята,а что такое каламбуры? Расскажет нам учёный Котофей Иванович.Наш магистр энциклопедии Википедии.

    учёный кот Василий

    Учёный Котофей Иванович

    Каламбу́р (фр. calembour ) - литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов, словосочетаний, сходных по звучанию .

    В каламбуре либо два рядом стоящих слова при произношении дают третье, либо одно из слов имеет омоним или многозначно. Эффект каламбура, обычно комический(юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%EB%E0%EC%E1%F3%F0

      В. З. Санников. Каламбур как семантический феномен //Вопросы языкознания. - № 3 - 1995. - С. 59.

    Читайте,слушайте стихотворение- каламбур про меня. Котофей Иванович и определите, где нужно писать приставку,а где предлог.

    1.Котофей Иванович

    Солнце прячется ЗА БОР

    Котофей Иваныч.

    Залезает на ЗАБОР-

    Прогуляься на ночь.

    Дети: За бор раздельно. Бор- это лес., за красивый лес –слово признак вставляется.

    Забор- пишу слитно,т.к слово не вставляется

    2.Веснушки

    Веснушкам нету СНОСА

    Не исчезают С НОСА.

    Я,не жалея МЫЛА,

    Нос терпеливо МЫлА.

    Зависело б ОТ МЫЛА.

    Веснушки я б ОТМЫЛА.

    Дети: СНОСА- приставка,с носа – предлог, От мыла- предлог, отмыла- приставка

    Логопед: Найдите во втором каламбуре все однокоренные слова.

    Отмыла,мыла.

    3.Зима

    Сугробы снега вьюги НАМЕЛИ

    И у ворот,как баржа На МЕЛИ,

    Полуторка стоит.Ну и ЗАНОС!

    Я вышел за ворота,а мороз

    Как затрещит- и хвать меня ЗА НОС!

    4.Медведь

    Заревел медведь СО СНА,

    И в густом лесу,

    Вздрогнув, стукнула СОСНА

    Шишкою лису.

    9. «Найди ошибки».

    Разве можно без улыбки Видеть Васины ошибки? Быстро Васе помогайте, Все ошибки исправляйте.

    Прочитайте предложения. Найдите допущенные ошибки. Докажите правильность своего исправления. Запишите предложения правильно.

    10. Итог занятия.

    Чему учились на занятие?Ещё раз вспомним,что такое предлог и приставка. - Как же отличить предлог от приставки? Какой алгоритм будем использовать, чтобы предупредить ошибку в написание предлогов и приставок?Что запомнили? Что понравилось на занятие? Кому было трудно? Кто старался преодолевать трудности? У кого это получилось? А у кого нет?

    Молодцы! Вы успешно справились с заданиями Царицы Грамматики.

    Светофорчики

    Красный – было трудно

    Жёлтый –сомневался

    Зелёный – всё понятно, со всем справился.

    Как отличить предлог от приставки?

    Обобщить знания о предлогах и приставках: об особенностях написания части слова-приставки и части речи- предлога.

    Развивать умение различать приставки и предлоги; правильно их писать; речь; память; мышление; обогащение словарного запаса учащегося.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект логопедического занятия в 3 классе по теме: «Приставки и предлоги».

    Цели: Обобщить знания о предлогах и приставках: об особенностях написания части слова-приставки и части речи- предлога.

    Развивать умение различать приставки и предлоги; правильно их писать; речь; память; мышление; обогащение словарного запаса учащегося.

    Оборудование: 1. Карточки со словами, разделенные на части слова

    2. карточки схемы предложений.

    3. карточки с заданиями.

    1 . Организационный момент: сядет тот, кто составит слово: при, мор, ск, шт, по, дорож, по, к, дел, а, по, ох, дар, за, к, гад, а.

    2 . Прочитайте запись на доске.

    Доехал до березы

    Побежал по тропинке

    Прочитал про город

    Накричал на собаку

    Что написано на доске?

    На какие группы можно поделить эти слова? (слова с приставками, слова с предлогами).

    Докажем, что здесь есть приставки и предлоги.

    Почему их надо различать? (одинаково произносятся)

    Вспомните, что такое приставки?

    Как пишется словами?

    1. Прочитайте первое словосочетание.
    2. Назовите слово с приставкой.
    3. Как пишется приставку?

    Что такое предлог?

    1. Как пишется предлог со словами?
    2. Попробуйте между предлогом и словом вставить другое слово.

    Прочитайте еще раз слово с приставкой.

    К какой части речи оно относится?

    Вспомните, что вы знаете о предлоге и глаголе? (перед глаголами предлогов не бывает).

    Давайте еще раз вспомним как отличить приставку от предлога?

    1)перед глаголами предлога не бывает.

    2)между предлогами и словом можно поставить еще одно слово.

    3 . Работа в тетради: откройте тетради и запишите число.

    Спишите все словосочетания в тетрадь. Выделите приставки крышечкой, а предлоги обведите в треугольник.

    Проверка. Оценка.

    4 . Физкультминутка: если слово с приставкой - хлопаем.

    Если слово с предлогом - топаем.

    (под) рисовал, (под) рисунком, (от) носа, (от) нес, (от) винтил, (от) винта, (с) резал, (за) брал, (за) брата.

    5 . Работа с текстом: прочитайте текст про себя

    О ком текст?

    Что вы узнали из сказки? (1)

    Прочитайте вслух.

    Прочитайте предложения раскрывая скобки.

    Запишите текст в тетрадь, равкрывая скобки и выделяя приставки и предлоги.

    Есть ли слова которые вызвали у вас затруднения.

    Проверка: Назвать слова с приставками. Назвать слова с предлогами.

    Покажите, как лиса могла попросится к зайцу?

    Исправьте ошибки допущенные Незнайкой (прямо на карточке).

    Высоко вгоры в полз уж.

    Синичка в летела вклетку.

    Поменяйтесь карточками и проверьте работу друг друга.

    6. Прочитайте скороговорку. Подумайте, как раскрыть скобки.

    Мишка (под)ушко положил (под)ушку.

    Прочитайте в быстром темпе 2 раза.

    Прочитайте с вопросительной интонацией.

    7. Итог. Чему мы научились?

    Как отличить приставку от предлога?

    Как правильно писать приставки и предлоги?


    Дифференциация приставок и предлогов

    Цель: 1. Закрепить у детей понятие о грамматической роли приставок и предлогов

    2. Развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики

    3.Ознакомить с деловым письмом.

    Оборудование: предметные картинки, тетради, ручки, карточки с индивидуальными заданиями.

    Ход занятия.

      Организационный момент. Сегодня,ребята,мы с вами будем работать над различением предлогов и приставок. А каким словом мы можем заменить слово «различение»? («Дифференциация») Правильно.

    Беседа по материалу прошлых занятий о составе слова, приставке, предлоге, правописании приставок и предлогов.

    Учитель: Что такое предлог?

    Учащиеся : это слово.

    Учитель: Для чего нужен предлог?

    Учащиеся: для связи слов в предложении.

    Учитель: Как пишется предлог с другими словами?

    Учащиеся : раздельно.

    Учитель: Что такое приставка?

    Учащиеся : приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

    Учитель : Как пишется приставка со словами?

    Учащиеся : слитно

    А теперь посмотрим, какую почту мы получили сегодня? Здесь телеграммы и письма. -Что будем смотреть в первую очередь?(телеграммы)- Почему?(потому что это срочные сообщения)

    Задания: 1. Списать тексты телеграмм, определив предлоги и приставки:

    Маша (за)шла (за) подругой. Полина (до)шла (до) магазина. Ребёнок (ото)шёл (от) плиты. Волк (на)бросился (на) бабушку.

    2.А теперь откройте ваши конверты и читаем 1 задание. Работа со словосочетанием.

    Учитель: Раскройте скобки, запишите правильно слова с приставками и предлогами.

    (с)катился (с)горы

    (по)бежали (по)дорожкам

    (про)читал (про)машины

    Учитель: Проверим, как вы выполнили это задание. Назовите слова с приставками.

    Учащиеся: скатился, побежали, прочитал

    Учитель: Как записали приставки?

    Учащиеся : слитно.

    Учитель: Назовите слова с предлогами.

    Учащиеся: с горы, по дорожкам, про машины.

    Учитель: Как записали предлоги со словами?

    Учащиеся: отдельно.

    Учитель: Каким правилом пользовались при выполнении этого упражнения? Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и корнем – нельзя.

    2.Прочитать те из записанных на доске предложений,в которых есть предлог или приставка. Было жаркое, летнее утро. Дул лёгкий ветерок. Журчал по камням прозрачный ручей. В тенистых кустах пели птицы. Слышалась звонкая песня соловья. Яркое солнце поднималось всё выше и выше.

    3.Записать под диктовку предложения, рисуя вместо предлогов- а вместо приставок -

    (В) тополиную метель

    (По) терял дорогу шмель.

    (Про) мелькнул (над) огородом,

    (В) дом (на) кухню (за) летел

    И (над) синей чашкой (с) мёдом

    По-хозяйски (за) гудел. (Т. Белозёров)

    Найдём глаголы. Что сделал? Потерял, промелькнул, залетел, загудел. Значит, по-, про-, за – это приставки, так как предлоги с глаголами не употребляются.

    В метель (какую?) тополиную, в – это предлог, над (каким?) большим огородом, над – это предлог, в (какой?) деревянный дом, в – это предлог, на (какую?) солнечную кухню, на – это предлог, над (какой?) синей чашкой, над – это предлог, с (каким?) душистым мёдом, с – предлог.

    Правильный ответ:

    В тополиную метель

    Потерял дорогу шмель.

    Промелькнул над огородом,

    В дом на кухню залетел

    И над синей чашкой с мёдом

    По-хозяйски загудел.

    4.Потренируйтесь. Раскройте скобки в загадке о ветре.

    Бывает он (в) холод, бывает он (в) зной, бывает он добрый, бывает он злой. (В) открытые окна нежданно (в) летит, то что-то (про) шепчет, то вдруг (за) гудит. (При) тихнет, (у) мчится, (при) мчится опять, то (вз) думает волны (по) морю гонять. (Н. Найдёнова)

    Проверьте себя. В одном столбике слова с предлогами, в другом – с приставками.

    в (какой?) зимний холод влетит

    в (какой?) сильный зной прошепчет

    в (какие?) открытые окна загудит

    по (какому?) синему морю притихнет

    умчится

    примчится

    вздумает

    5. Спиши, раскрой скобки. Приставки выдели.

    (С)неба сыпал лёгкий снег. Снежинки (до)летали (до)земли. Они садились (на)крыши, (на)деревья и скамейки. Иногда дул резкий ветер. Тогда снежинки (с)летались, (раз)летались и кружились (в)танце.

    Итог занятия: Итак, ребята,как отличить приставку от предлога? Ученики отвечают:- Чтобы отличить приставку от предлога, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог. Писать его раздельно. Нельзя вставить слово, это приставка. Она пишется со словом слитно.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное